Весной этого года в гражданском образовании Санкт-Петербурга, да и России в целом произошло весьма важное событие. На довольно представительной конференции учителей руководители школ города на Неве, представители общественных организаций, учреждений культуры договорились о создании общественного педагогического движения за гражданственность, гражданское образование, свободу и достоинство личности, которое назвали «Рождение гражданина».
Сопредседателями его стали Наталия Элиасберг, президент Гуманитарного педагогического центра «Гражданин ХХI века», заведующая кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, Марина Беленчева, председатель Ассоциации школ правоведения, заместитель директора Межшкольного учебного комбината Выборгского района, Александра Бойцова, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного Дворца творчества юных.
Подписанию документов – декларации, обращения – предшествовало горячее заинтересованное обсуждение целей и задач нового общественного образования. Тон общему разговору задала Наталия Элиасберг. Она побудила коллег приподняться над проблемой воспитания граждан новой России, посмотреть на нее не только с точки зрения сегодняшней ситуации в стране, но и с позиции требований дня завтрашнего. Она напомнила своим соратникам, занимающимся каждый в своем направлении воспитанием разносторонних личностей, что сегодня перед ними стоят задачи неизмеримой важности.
– По-разному, – сказала Наталия Ильинична, – можно воспринимать нынешнее время. Можно просто ныть и ждать, пока кто-то за него что-то изменит, улучшит, а можно постараться найти свое место и увидеть в нем надежду для себя и для страны. Наша задача – помочь детям найти свою нишу и в наше непростое время дать им возможность почувствовать себя необходимым, важным звеном в общем процессе созидания, самореализоваться самому и тем самым сделать немало полезного для общества. Наше движение – это не политическая организация, это содружество людей, стоящих на общих позициях, объединенное заботой о будущем России.
Санкт-Петербург всегда славился педагогами, которые выращивали достойных людей, активных граждан. В начале 90-х годов прошлого века питерские учителя одни из первых в России ощутили жгучую необходимость в подготовке таких людей, которые будут способны возрождать страну. 24 школы в течение одиннадцати лет успешно занимались этико-правовым образованием, их выпускники, где бы ни оказались, занимают активную жизненную позицию.
Ирина Кушкина, заместитель директора школы №180 Красногвардейского района, отметила, что за десять лет существования этико-правового образования накоплен значительный опыт. В начале 90-х годов, когда приходилось бороться со взглядами, вынесенными из эпохи тоталитаризма, стояли иные задачи. Тогда-то возникали некоторые ошибки. Скажем, понятие «патриотизм», которое «приватизировало» левое движение, приобрело не свойственный ему оттенок: патриот – это тот, кто остается верным отжившей системе. И тогда демократически настроенные педагоги выбросили его из арсенала воспитательных средств, дабы их не заподозрили в защите старого режима. В результате у молодежи образовался некий вакуум, многие молодые люди не знали, как относиться к новой России.
Сегодня мы решаем задачу – воспитать истинных патриотов нашего великого города и патриотов России.
– У нас есть своя программа патриотического воспитания, – продолжил тему руководитель общественного совета. Мы работаем сообща со школьными учителями, решаем одну и ту же задачу, помогаем ребятам проявить себя, свою гражданскую позицию в каком-нибудь общественно значимом деле.
Директор школы №397 Михаил Адамский подчеркнул необходимость всеобщих усилий, чтобы наконец создать гражданское общество, которое позволит выйти людям на новую стадию ответственности. И это очень нужно нам всем, потому что в правовом демократическом обществе легче жить, легче дышать.
Выступавшие много говорили о криминализации общества, о том, что правонарушения совершают уже совсем юные ученики. Критиковали средства массовой информации, особенно телевидение, которое слишком часто показывает сюжеты, связанные с криминалом, бандитскими разборками, причем нередко при этом наблюдается романтизация лагерной жизни. В неокрепших юных умах легко можно сформировать криминальное сознание.
О том, что не может быть эффективного воспитания гражданина без обращения к ценностям культуры, говорили многие из выступавших, тем более что в Санкт-Петербурге для этого есть огромные возможности.
Учредители конференции приняли программу совместных действий участников движения на ближайшую перспективу. В частности, намечено внедрение различных форм внеклассной и внешкольной работы, направленных на становление у школьников ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности; дальнейшее развитие героико-патриотического воспитания; участие во всероссийской акции «Гражданин России», обучение подростков социальному проектированию.
В принятой общим собранием декларации перечислены общие для всех участников позиции: забота о будущем России, содействие развитию ее как демократического и правового государства, становление гражданского общества; поиск эффективных путей решения комплекса задач гражданского образования и становления гражданских свойств личности, выдвижение на первый план практической работы по воспитанию гражданина; бережное отношение к отечественной истории, к гражданским, патриотическим традициям; забота о здоровье школьников, воспитание у них навыка противостояния наркотикам и вовлечению в преступную среду.
Прошло уже несколько месяцев со времени учредительного собрания по созданию движения «Рождение гражданина». И этот акт, как порой случается, не остался просто на бумаге. Принятые документы обсуждены в целом ряде школьных коллективов. Общественные организации, имеющие отношение к гражданско-правовому воспитанию и образованию, в частности наша Ассоциация «За гражданское образование», горячо поддержали новую инициативу петербуржцев.
Комментарии