Занимаясь историей, я научилась доверять мудрости древних, а они говорили: «Historia est magistra vitae» («История – учительница жизни»). Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, несколько таких моментов, которые дают маленькому человеку возможность шире увидеть и глубже понять окружающий его мир. Это те ситуации, когда приходится обращаться не к разуму человека, а к его сердцу, к его душе. Они учат ребенка не только видеть и слышать происходящее, но и чувствовать его, они учат радоваться, грустить, сопереживать. Сюда относятся литература, музыка, изобразительное искусство и, конечно же, история.
Именно эти предметы школьного курса призваны помочь нам, учителям, формировать мировоззрение, жизненную позицию учащихся. Наше сегодняшнее общество, пораженное экономическими, социальными, национальными, религиозными недугами, о многих своих воспитательных функциях забывает. И школа остается единственным местом, где ребенок имеет возможность всесторонне развиваться, где ему помогут обозначить моральные и нравственные ориентиры при формировании личности. На этом пути совместной деятельности перед учеником и учителем встает множество проблем, неразрешимых на первый взгляд, но решать их необходимо.
Школа – это достаточно консервативный институт в человеческом обществе. На протяжении всего ее существования в ней существуют традиционные участники процесса обучения (ученик – учитель), традиционная форма обучения – урок (хотя сейчас существует много разных видов урока: комбинированный, интегрированный, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, деловые игры, телеурок, урок – суд над исторической личностью и т.д.), традиционная система оценок («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»), традиционная структура урока (опрос по домашнему заданию, объяснение нового материала, закрепление, формулировка нового домашнего задания)… Все в школе для учащегося привычно и понятно: звонки на уроки и на перемены в одно и то же время, расписание уроков на полугодие или на год.
А вот вне школы все по-другому: жизнь стремительна, она очень быстро меняется, особенно в последние годы. Как быть ребенку в такой ситуации? В школе у него все достаточно стабильно, за ее воротами реальная действительность ставит перед ним новые и очень сложные проблемы.
Вот из этой дилеммы мы и стремимся найти выход: как сохранить традиции и одновременно воспитать человека, способного творчески мыслить, быстро ориентироваться в сложных ситуациях.
История, как и вся наша повседневная жизнь, очень неоднозначна. В ней нет, как в математике, единственно возможного ответа. При решении задачи идти можно разными путями (рационально или нерационально), но итог, результат будет одинаковым для всех независимо от эпохи, страны, цвета кожи ученика. А попробуйте найти во всем мире хотя бы двух людей, которые одинаково почувствуют музыку Шопена, у которых картина Репина вызовет одинаковые эмоции, у которых одинаково откликнется душа на первый бал Наташи Ростовой. Да и чем можно измерить чувства человека, накал страстей и яркость эмоций? В каких единицах?
Попросите людей, живших в одно время, в одной стране, вспомнить и оценить какой-то период в их жизни, эти воспоминания во многом могут совпадать, потому что человек не может жить изолированно от общества, а любая эпоха ставит перед людьми задачи, которые они вынуждены решать вместе. Но у каждого из опрашиваемых воспоминания будут субъективными. Это будет зависеть и от уровня образования человека, и от его общей эрудиции, и от места, которое он занимал в социальной структуре общества, и пр. Помимо этого воспоминания будут иметь и индивидуальную эмоциональную окраску (кто-то потерял в те годы своих близких, а кто-то, наоборот, встретил первую любовь). Поэтому и не может быть в исторических оценках однозначности, прямолинейности. Поэтому и учим мы детей на своих уроках слушать и слышать собеседника и не пытаться его переделать (он имеет право на собственное мнение), а попытаться понять его и принять таким, какой он есть. Так и воспитывается в наших учениках чувство толерантности (т.е. терпимости), столь необходимое нам сейчас.
Как раскрыть или воспитать в детях эту эмоциональность? Конечно же, через литературу, музыку, живопись. А вот объединить все эти виды искусства можно на уроках истории. И это нужно делать, потому что каждая эпоха имеет свою эмоциональную окраску. Во все времена люди мечтали, надеялись, любили, разочаровывались. И все свои переживания они облекали в музыкальную, литературную или живописную формы. Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась художественная культура.
Работа будет очень кропотливая, она потребует от учителя терпения, многочасовой подготовки к уроку, широкой эрудиции. И результаты ее невозможно будет увидеть сразу. Но если в сознании ребят сформируется хотя бы несколько ассоциативных рядов (событие – мелодия, событие – художественный образ, событие – литературный образ), они не смогут, с одной стороны, равнодушно забыть прошлого, и, с другой стороны, будут лучше разбираться в музыке, живописи, литературе, зная, в каких исторических условиях, какими людьми создавались те или иные произведения.
Обучая истории, опираясь на достижения мировой художественной культуры, я хочу воспитать в своих учениках чувство патриотизма, гордости за свою Родину, гордости за наш великий народ, который, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, всегда находил и находит в себе силы на творчество, на самовыражение. Я хочу, чтобы мои ученики по достоинству оценили стремление нашего народа изменить жизнь к лучшему, чтобы они сами имели активную жизненную позицию, были бы неравнодушны ко всему, что их окружает, ко всему, что рядом с ними происходит.
Для того чтобы добиться реализации поставленных перед собой задач, я использую разнообразные формы уроков и применяю различные педагогические приемы.
Уроков, посвященных развитию художественной культуры, в программе не так много, поэтому я стараюсь использовать разнообразный иллюстративный материал, «привязывая» его к темам, весьма далеким на первый взгляд от искусства. Например, говоря о событиях и идеалах Великой французской буржуазной революции XVIII века, я рассказываю о появлении в эти годы песни, написанной К.Ж.Руже де Лилем и ставшей впоследствии государственным гимном Франции. Это «Марсельеза» («Marseillaise»). Мы с ребятами к этой песне еще вернемся, когда будем проходить события в России в 80-90-е гг. XIX в. Именно тогда эта песня появится в среде российских рабочих и интеллигенции, она будет одной из самых популярных революционных песен в России.
При работе с младшими школьниками основная цель учителя – заинтересовать детей своим предметом, найти в их лице верных слушателей и вырастить из них интересных собеседников. Специфика возраста, большая эмоциональность ребят заставляют учителя активнее использовать такие формы уроков, как урок-концерт, урок-экскурсия…
Для организации урока-концерта потребуется проявить фантазию, нужно провести много подготовительной работы. Здесь на помощь учителю общеобразовательной школы с удовольствием придут педагоги музыкальной школы, преподаватели музыкальной студии, которые есть в любом, даже самом маленьком поселке. Они с удовольствием приведут к вам на урок своих учеников, выступят сами, для них эта своего рода шефская помощь – возможность «обыграть» произведение перед публикой накануне экзамена, стимул к расширению собственного концертного репертуара. Такое мероприятие лучше вынести за рамки школьного расписания, провести его во внеурочное время. Затемненные окна, горящие свечи, присутствие родителей, одноклассники в зале и на сцене… Звучащая в такой обстановке на фортепиано или на гитаре старинная музыка не забудется никогда. Здесь мы решаем и образовательные, и воспитательные задачи одновременно.
Очень нравятся ребятам уроки-экскурсии. Используя репродукции работ великих русских художников, я провожу ребят по залам Третьяковской галереи, Русского музея и др. Знакомясь с зарубежным искусством, мы часто заочно посещаем Эрмитаж. Для закрепления полученного на уроке результата я часто организую для ребят походы по музеям Москвы, Санкт-Петербурга, ближнего Подмосковья. После того как мы на уроке поговорим о музее, о его основателях, о «жемчужинах» в его коллекции, ребятам проще слушать экскурсовода, поток информации, обрушивающийся на них, не так интенсивен, они прочнее запоминают сведения, прослушанные не в первый раз.
В старших классах целесообразнее проводить уроки-беседы, но они не должны превращаться в уроки-монологи учителя. К этому времени, проработав в данных классах не один год и зная творческий потенциал своих учеников, я стараюсь эффективнее использовать его на своих уроках. Заранее детям объявляется тема урока, дается краткий перечень лучших представителей мировой и отечественной культуры изучаемого периода, после этого ребята выбирают темы кратких сообщений. В процессе работы мы вместе готовимся к уроку. Это необходимо, так как я вижу его в целом, а ребятам иногда трудно представить свою роль в этом мини-спектакле. В ходе подобного урока учитель может использовать самые разнообразные методические приемы, но самое главное – чтобы дети почувствовали себя собеседниками, активными участниками творческого процесса. На подготовительном этапе они готовят сообщения, подбирают репродукции, аудиокассеты и лазерные диски с музыкальными записями. Моя задача – направить работу ребят в нужное русло, скоординировать их действия, придать всему уроку стройный вид.
Если уроки подобного типа войдут в систему, то через какое-то время (скорее всего на это уйдут годы) учитель обязательно почувствует, как по-разному несколько поколений его учеников будут понимать и чувствовать историю. Развитие в ребенке эмоциональности, творческих способностей, которыми в той или иной мере наделен каждый человек, – работа очень сложная. Одному учителю истории с ней справиться невозможно, каким бы многопрофильным ни было его образование. Поэтому я стараюсь сделать своими союзниками преподавателей литературы, изобразительного искусства… Они, лучше разбираясь в тонкостях языка, свойственных той или иной эпохе, в тонкостях художественных стилей, своими профессиональными консультациями помогают мне не просто выстроить хронологическую череду событий, они вместе со мной как бы «раскрашивают» эпоху своими красками. Когда мы через письменные исторические источники, литературные произведения «слышим» язык эпохи, когда мы через репродукции картин, написанных в то время или отражающих события того времени, почувствуем вместе с ребятами колорит той эпохи – вот тогда мы по-настоящему будем изучать Историю, Историю с большой буквы.
Результат не замедлит сказаться. Ваши ученики уже никогда не поставят рядом с компьютерным столиком кресло из антикварного магазина. По одному взгляду на картину они смогут определить если не автора, то хотя бы время создания картины и стиль, в котором работал художник. Их словарный запас, кругозор станут намного шире, они станут богаче духовно. А самое главное для меня – чтобы они научились не просто чувствовать, а сочувствовать, не просто переживать, а сопереживать, чтобы они при общении с разными людьми, не похожими на них и друг на друга, говорить на понятном собеседнику языке, не ущемляя при этом его религиозных или национальных чувств.
Реализовывая все эти идеи на практике, я уверена, что мои ученики в своей будущей профессиональной и повседневной жизни не потерпят вокруг себя фальши, грубости, невежества. Они будут стремиться к самосовершенствованию и к изменению окружающей действительности в лучшую сторону. Самое ценное качество в человеке, на мой взгляд, – активная жизненная позиция. И если мои школьные уроки истории помогут ребятам сформировать такую позицию, лучше познать себя – я буду считать свою жизнь прожитой не зря.
Ольга СОЙКИНА, учитель истории
Комментарии