search
main
0

Почти взрослые

Подростки и секс

Проходя по двору мимо группки подростков, я услышала обрывок разговора и невольно остановилась. «Ребята, у кого предки-очники? Так, идем к Ване, продолжим эксперимент с сексом!» Сразу вспоминаю особенности поведения данного возраста: заметив кого-нибудь из взрослых, желательно женщину, дети иногда нарочито громко произносят нечто вызывающее, шокирующее или даже просто ругаются. Просто так, чтобы увидеть взрослую реакцию. Однако в данном случае один из ребят узнал меня как чью-то маму и неожиданно вежливо поздоровался. А его товарищ спросил, улыбаясь, что я думаю… о дистанционном образовании. Ну и о том, что дети с 6‑го по 11‑й класс на весь день остаются дома одни.

Подростковый возраст я «проходила» трижды на своих детях и их друзьях, к тому же четверть века работы преподавателем, поэтому немного представляю себе специфику мышления. Я задала встречный вопрос: «Если вы говорите об экспериментах с сексом, знаете ли вы, что такое контрацепция?» Неожиданный ракурс полностью сбил браваду, ребята стихли. Мы поговорили о том, что такое «удаленка», о правилах безопасности во всех смыслах, о необходимости заботиться о собственном здоровье. Я согласилась с тем, что дистанционное образование лишает школьников возможности нормально общаться, и объяснила заодно про перегрузки учителей, что им в головы не приходило.

Старшее поколение помнит – в СССР «секса не было». На самом деле он был и есть всегда, о чем свидетельствовали немногочисленные, но регулярно появлявшиеся фильмы, книги. Начиная с «Ромео и Джульетты», любовь очень юных людей остается одной из вечно привлекательных тем. Бурные страсти, необдуманные решения, резкие и необратимые движения свойственны именно юности. Равно как и недостаточное знание жизни, неумение представить себе последствия собственных поступков.

Помню, какой шок испытали мы, выпускники, когда девочка из нашего класса родила ребенка в сентябре, сразу после окончания школы. Нет, мы ничего не замечали, не знали о ее бурном романе со слесарем из домоуправления. Тогда было принято тщательно скрывать подобные явления. Сейчас дело обстоит иначе, хотя уровень познаний, неумение справляться с ситуацией остались прежними. Моя выпускница родила ребенка осенью, едва окончив школу, отец, шофер маршрутки, намного ее старше. При встрече она с гордостью сообщила мне, что дочка уже ходит в школу. А сама-то мама совсем еще юная. Встречаю знакомую, идет с коляской. Знаю, что ей около сорока лет, дочке шестнадцать. Сначала подумала, что она наконец-то родила второго, ан нет. «Внук. После девятого класса дети устроили вечеринку на пляже, позднее мы узнали, что они «перепробовали» друг друга. Пока не знаем, кто отец», – сдержанно сообщила молодая бабушка. Впрочем, даже если юные родители известны, это не гарантия успеха. «У нас было только один раз, второй младенец не мой!» – в панике выпалил юноша, увидев двойню…

Был у меня очередной очень сложный класс. По каким-то причинам в нем оказались несколько второгодников, которые вели себя так, что учителя стонали и отказывались там работать. «Ну что вы тут нам про какие-то условные предложения рассказываете, нас интересует только секс, а не ваша грамматика!» – громко выкрикнула девушка на первом уроке. Торжествующе улыбаясь, она окинула взглядом притихший класс. Ясно было, что может произойти все – сорванный урок, гомерический хохот, стыдливые лица. Правила поведения взрослого педагога простые. Если покажешь страх, неуверенность, не притушишь возможный пожар сразу, ситуация будет повторяться ежедневно. В моем классе мои правила. И ни в коем случае нельзя кричать, не стоит спорить, терять время. Пока вы пытаетесь приводить какие-то доводы, они будут возражать. Нет, я не сама такая умная, я читаю специальную литературу, опираюсь на свой материнский опыт. И прозвище во время работы в школе у меня было соответствующее: «Мать идет!» Вот таким спокойным материнским голосом, не допускающим возражений, я и ответила девушке: «Очень хорошо, иди к доске, пиши три вида условных предложений на тему «Меня интересует только секс». Кстати, на уроке английского языка мы говорим только по-английски». Каков исход? Всегда одинаковый. Весь класс начинает шикать на возмутителя спокойствия, наперебой предлагают взять другую тему, ищут в тетрадях, что же мы проходили на прошлом уроке. Выкрикнуть из угла способны многие, стоять лицом к классу и сохранять спокойствие можем только мы, взрослые.

Молодые учителя, еще не имеющие своей семьи, часто задают вопросы, обращаются ко мне за помощью: «С какого возраста учеников начинает интересовать секс?» Иногда меня просили прийти на классный час в начальную школу, провести беседу на тему «Откуда берутся дети». В таких случаях я предлагаю сначала провести беседу с родителями. По-моему, никакие личные разговоры, особенно с младшими школьниками, нельзя вести без ведома и участия их родителей. Все дети рано или поздно задают этот вопрос, каждый ребенок хочет знать, откуда и как он или она появились на свет, наши ответы отличаются в зависимости от возраста ребенка.

С какого возраста стоит начинать половое воспитание? Учителя мира не пришли к единому выводу, потому что в дискуссиях не всегда учитывается мнение родителей. Такой предмет нельзя вводить в школьную программу без согласия семьи. Опытный коллега из Германии объяснял на встрече с сибиряками, почему он вообще против «ликбеза» в школе: «Если мы введем такое просвещение с 14 лет, то вскоре придется вводить его с 10 лет». В качестве иллюстрации могу привести сценки из школьной жизни. Увидев свой второй класс на лестничной площадке, я остановилась и спросила, что происходит. Хихикая, дети объяснили: «Там большие целуются, а мы подглядываем!» Я посмотрела вверх, на следующую площадку, где замерли в страстном поцелуе десятиклассники. Вечером позвонила их родителям, деликатно объяснила, в чем проблема. А вот когда я вошла на урок к старшеклассникам и увидела за первой партой сомкнувшуюся в клинче пару, я слегка онемела. Школьники услужливо пояснили: «Они всегда так!» Я посоветовала ученикам сесть так, как принято на уроке, и писать контрольную. На перемене спросила классную руководительницу, она пожала плечами: «Знаем, но не знаем, что делать, в наших инструкциях никаких указаний нет…» А пожилая учительница добавила: «Это все американские сериалы, там же школьники куда старше наших, но наши дети этого не понимают и пытаются подражать». Да, знакомое с детства «тлетворное влияние Запада» тоже фактор, но проблему-то решать нам.

Текущий год, ограничения, непредсказуемость, перегруженность учителей, попытки родителей продержаться, продолжать зарабатывать, кормить семью выявили неожиданный побочный эффект дистанта. Приводя детей любого возраста в школу, родители оставляют их под присмотром взрослых. Именно присмотр за детьми, оказание помощи, принятие необходимых мер – одна из важных, может быть, не всегда и не до конца осознанных функций всего очного образования. Когда дети остаются дома одни, до каких еще экспериментов они могут додуматься?

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте