«Я – кандидат!» – так называлась деловая игра, состоявшаяся между школами №№105, 135 и 59. Стать настоящим депутатом очень непросто, и нужно проделать огромную работу, чтобы заслужить право представлять интересы народа в высших эшелонах власти. Уникальная возможность выступить в роли кандидата в депутаты городской Думы и принять участие в выборах представилась ученикам трех школ Чкаловского района города Екатеринбурга.
Организаторы игры (члены избирательной комиссии района) ставили перед собой задачу воспитания активной личности, обладающей правовыми знаниями и правовой культурой личности, ощущающей свою причастность к событиям реальной жизни. Согласно условиям игры в каждой команде было свое «избирательное объединение» и «кандидат», продвигаемый им. Все происходящее оценивала «избирательная комиссия» (выполняющая в деловой игре роль жюри, состоящего из главного специалиста районного управления образования Надежды Викторовны Подрабинок, председателя избиркома Чкаловского района Веры Павловны Фроловой и учителей школ), без которой не обходятся ни одни настоящие выборы. Перед началом игры всем ее участникам был предложен тест на выявление лидерских качеств.
Деловая игра «Я – кандидат» потребовала от участников серьезной подготовки. Она состояла из пяти этапов, и на каждом из них ребятам приходилось сталкиваться с различными испытаниями. Подготовка документов на регистрацию «кандидата в депутаты» делалась на основе Федерального закона «О выборах» в Государственную Думу, но, несмотря на то что вся необходимая информация была доступна, команды все-таки упускали некоторые справки и уведомления из-за небольшого опыта работы с документами. Ораторское искусство и умение держаться на публике – это составляющие, необходимые для достойного выступления. Чтобы у членов жюри сложилась примерная картина жизни представляемого им человека, доверенное лицо должно было коротко представить самые важные моменты биографии, достижения, заслуги своего «кандидата». На «дебатах» от участников требовалось умение верно задавать вопросы и аргументировать свои ответы. Здесь разгорелась настоящая дискуссия! Ребята очень активно и живо отстаивали свою точку зрения на проблему. Объектом столь бурных обсуждений стали программы «избирательных объединений». Порой команды не приходили к общему мнению, но и взрослые не всегда находят компромисс. Серьезные вопросы требуют серьезных ответов. Поиск верных решений – одна из самых сложных задач, но можно считать, что и с ней участники справились.
На основном этапе игры «Предвыборная агитация» «избирательное объединение» во главе с «кандидатом в депутаты» предлагало программу, в которой рассматривало наиболее актуальные для жителей представляемого района направления. В основном рассматривались проблемы в области молодежной политики и экологии. Освещались отнюдь не детские, а действительно значимые сегодня вопросы. Современная ситуация в школах такова, что она требует участия учеников в управлении. Одним из самых важных был вопрос о формах и вариантах самоуправления. Поднимались проблемы досуга молодежи, ее здоровья. Безусловно, все более важной становится экологическая ситуация, в которой живут молодые люди. Мы живем в районе, где функционируют крупные промышленные предприятия. Находится международный аэропорт Кольцово, крупная железнодорожная ветка. Представители объединений предлагали различные варианты выхода из этого кризисного положения. В программах оказывались спорные вопросы. Но самое главное, что все они не оставили равнодушными никого. Ребята понимали, что от них зависит будущее нашего края, а следовательно, их собственная судьба.
Участники очень серьезно подошли к деловой игре, этому также поспособствовал показанный им перед началом игры фильм о признанных лидерах, в котором говорилось о том, как заключения соглашений, официальные встречи различных политических деятелей и значимых личностей влияют на ход мирового развития. Знакомясь с основами политической жизни, школьники не только получили возможность с достоинством выступить на игре, но и значительно повысили уровень своей политической культуры. Сложные термины, связанные с политикой, такие как «активное и пассивное избирательное право», «референдум», «мажоритарная система», оказались не такими уж замысловатыми и непонятными. Эта неизведанная сфера жизни, никогда раньше не привлекавшая подростков, вдруг показалась им довольно интересной.
После проведения всех запланированных испытаний «избирательная комиссия» смогла объявить результат. По количеству баллов (9) первое место разделили 105-я школа и 135-й лицей, а на третье место вышла школа №59. Но жюри учло некоторые детали, которые показались им значимыми, и присудило первое место команде лицея. Каждая команда получила денежное вознаграждение.
Игру «Я – кандидат» можно назвать выборами, очень близкими к реальным, происходящим во взрослой жизни, в результате которой подростки получили важный для них в будущем опыт.
Деловые и ролевые игры способствуют формированию у школьников правовой культуры. Они дают им представление о реальной процедуре выборов, функциях участников предвыборной кампании и самих выборов. Кроме того, помогают ребятам проявлять себя как личность, корректировать свою самооценку, самоутверждаться.
Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям. Но в настоящее время социологи отмечают, что в российской молодежной среде наблюдается апатия ко всем политическим процессам. Существует ряд причин, объясняющих эту тенденцию. Основная причина – это слабое развитие соответствующих институтов и действующих общероссийских молодежных организаций. Метод деловой игры синтезирует в себе преимущества экспериментального и экспертного методов, что позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления.
Юлия БЕЛЯКОВА, ученица 10-го класса, Екатеринбург
Комментарии