Расскажу о коллеге
И слово – подарок
Есть люди, которые несут добро и свет знаний. Именно такой педагог – Людмила Федоровна Запашная. Более четверти века после окончания Ростовского университета она работает учителем русского языка и литературы в 35-й средней школе станицы Новотитаровской, в которой училась сама.
Главное место в своей работе она отводит урокам чтения. Читает с комментариями, выразительно, как бы преподнося как подарок слушателям каждое слово. Людмила Федоровна стремится научить детей сознательному выполнению любого задания, умелой работе с учебником. Она учит школьников бережно относиться к слову. Составлять устные рассказы, писать сочинения.
Более десяти лет Запашная руководит штабом “Крылатый” школьного Музея боевой и трудовой славы. Она уверена, что музей воспитывает у ребят любовь к Родине, помогает им лучше осмыслить героические страницы нашей истории. Она автор школьного гимна, который исполняется на всех ученических праздниках. Людмила Федоровна считает, что в детях важно воспитывать чувство прекрасного, милосердие, сострадание. Новотитаровская – это кубанская станица, в которой каждый человек на виду. И среди ее жителей Запашная пользуется заслуженным авторитетом и уважением.
Любовь ЧИСТЯКОВА,
учитель
ст.Новотитаровская,
Краснодарский край
Боль
А потом мы пили чай…
Однажды я вошла в свой класс (я преподаю биологию) и увидела, как девочка ест арахис из гербария. Она с таким азартом запихивала в рот старые иссохшие орехи, что даже не замечала моего присутствия. Покончив с тропическими плодами, она принялась за коллекции смешанных и широколиственных лесов. Она была голодна.
В прежние советские времена мне удалось приобрести для кабинета различные экспонаты: муляжи, коллекции, гербарии, препараты. С тех пор они покоились в стеклянных витринах вдоль стен класса и, разумеется, не запирались.
Увидев меня, девочка перепугалась. Я испугалась тоже…За нее – так недолго и подавиться.
Благо все обошлось. Мы вместе расставили гербарии по местам и постарались аккуратно замаскировать нанесенный им ущерб.
Потом мы пили чай. Вдвоем. Правда, без сахара.
Мария ФИЛИППОВА,
учитель биологии
Красноярский край
Воспитание чувств
Я тоже в джунглях был
Наш урок географии начинался с того, что учительница спрашивала:
– Ну, ребятки, кто сегодня принес что-нибудь в дар кабинету географии?
К учительскому столу тянулся косяк девочек, которые охотно дарили всякую ерунду: кто кактус, кто ленточку. Им ставились очередные пятерки, а новые экспонаты в геометрической прогрессии заполняли все свободные полки, оттеснив в пыльные глубины стеллажей синий глобус и толстый географический энциклопедический словарь.
Одаривание кабинета длилось достаточно долго: надо было все оценить и расставить, поэтому учительница, как правило, говорила: “Читайте, ребятки, учебник. Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь”.
Я терпеть не мог такие уроки – зря потраченное время. Тем более что никогда не носил в школу учебники. На стенах кабинета с давних пор висели картины, изображающие типичные ландшафты африканских саванн, арктических пустынь и других природных зон. Эти картины висели, наверное, со времен постройки школы. Краски поблекли, и все же взгляд на них приятно было остановить.
В один прекрасный день учительница решила “обновить” картины и предложила взяться за это кому-нибудь из нас. Вызвался мой приятель.
– Зачем тебе это? – спросил я.
– Двойки надо закрывать. Четвертая четверть, а у меня четыре двойки подряд…
А между тем география – интереснейшая наука. Наука романтиков, путешественников, авантюристов. Гималаи с их заснеженными восьмитысячниками и глубоководная Марианская впадина, айсберги Антарктиды, достигающие в длину 150 километров, и гигантская северо-американская секвойя – дерево, на “пеньке” которого один предприимчивый диск-жокей сделал популярнейшую в свое время танцплощадку “Секвойя”.
Если мне и удалось сейчас блеснуть знаниями географии, то только благодаря одной старенькой учительнице Ирине Никаноровне, которая годом раньше вела у нас географию материков. Кто-то говорил, что она преподавала “еще до революции”. Тем не менее своими рассказами она уводила нас в джунгли Африки и оставляла там на 45 минут. В лесу, среди пальм, обезьян, карликовых бегемотов и лиан… Звенел звонок, а нам так не хотелось возвращаться оттуда.
Николай ХОТЕЕВ
Москва
Радость
В первые дни сентября
Меня охватывает радость, когда захожу в школу в первые дни сентября, видя свежеокрашенные двери, стены, полы… А еще больше я счастлив встретить лица своих учителей, детей, технических работников.
Школа наполняется шумным ребячьим гвалтом. Постепенно новый учебный год наберет силу. Спрашиваю, как отдохнули мои коллеги. Провели они летние отпуска по-разному. Многие работали с детьми на детских площадках, в лагерях, ученических производственных бригадах, стационарных трудовых лагерях. Разными видами летнего отдыха в районе этим летом мы сумели охватить 62 процента детей школьного возраста.
Президентская программа “Дети республики Башкортостан” уделяет внимание социальной защите школьников. Например, 98 процентов ребят у нас обеспечены горячим питанием – это самый высокий в республике показатель. Проблему помогают решить школьные опытные участки: ежегодно наши ученики выращивают 40 тонн картофеля и 30 тонн овощей.
Есть программа “Одаренные дети”. Глава районной администрации М.Идрисов учредил стипендию для отличников учебы. В прошлом учебном году ее получили десять ребят, а ученик Куяновской средней школы Артур Фаюршин за успехи в республиканской олимпиаде награжден путевкой в местный лагерь для одаренных детей.
Народное образование района считается одним из лучших в республике в плане материально-технической базы и обеспеченности квалифицированными кадрами. Учителя говорят за это большое спасибо начальнику Управления народного образования района Эльвире Сахабиевне Нагаевой.
Фаиз ХУЗИН,
учитель
д. Новоактанышбаш,
Краснокамский район,
Республика Башкортостан
Комментарии