В канун 75‑летия Победы хочу рассказать о русском солдате – защитнике Родины и замечательном валдайском учителе Николае Петровиче КУРОЧКИНЕ. Он известен в нашем городе почти каждому жителю – половина их были его учениками. Я учился в школе, где он раньше был директором, его все помнили, и я много о нем узнал.
Секреты долголетия могут быть разными, но, что характерно для всех, кто дожил до глубокой старости, – это любовь к труду, умение находить в нем, как и в искусстве, наслаждение. И любовь к детям. Курочкин хотел учить детей и, получив образование, стал учителем сельской школы в Сибири, потом директором. Его ценили как талантливого организатора, творческого педагога, просто замечательного человека.
Учитель, выросший до директора сельской школы, ушел на фронт. В 1942 году он воевал в Брянских лесах, был тяжело ранен. Захотел вернуться в родные края, домой пришел на костылях. Сначала был директором в своей родной школе в селе Едрово, а год спустя его направили в валдайскую школу №1. В педагогической биографии Николая Петровича было несколько школ. И каждый раз, как только он отстающую школу выводил в передовые, его переводили в другую, естественно, слабую.
Николай Петрович вспоминает, как в августе 1954 года его вызвали в Валдайский райком партии. Приехавший туда секретарь обкома предложил ему перейти в только что открытую школу-интернат, единственную в области. Там его встретили обычные и необычные трудности. Дети из неполных и неблагополучных семей, к тому же с ослабленным здоровьем. На первых порах Николай Петрович просто наблюдал за своими питомцами. А затем, когда уже составил полное представление о каждом, отобрал инициативных, кто побойчее. Они стали его опорой. Дети скоро усвоили, что новый директор не накажет, не даст в обиду, обязательно защитит, как может защитить только отец.
Неблагополучный интернат стал образцовым. Дошло до высокого начальства, до Министерства просвещения СССР. Пригласили на коллегию, дали 15 минут, а проговорил целый час. В 1960 году Курочкин был делегатом Всероссийского съезда учителей. Наградили орденом Трудового Красного Знамени, присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР».
Прошло совсем немного времени, и Николай Петрович опять в другой школе – валдайской №3, которая была на плохом счету. Школа «прославилась» хулиганами, которые дезорганизовывали учебный процесс и терроризировали остальных учеников. Напрасно в роно беспокоились, что Николай Петрович на этот раз попросится обратно. Он и не помышлял об этом. Он нашел подход к каждому, сумел занять их интересным делом. Одному строптивому, узнав о его увлечении радиотехникой, поручил школьный радиоузел. Откуда-то появились деловитость, ответственность, бережное отношение к технике. Мальчишки, которые все ломали и крушили, пошли в ремонтную бригаду. Дисциплина наладилась без приказов и принуждения. А потом все вместе помогали в строительстве нового здания школы – разгружали кирпич, выносили строительный мусор, устанавливали мебель.
Николай Петрович освобождал учителей от ненужных планов и отчетов, несмотря на то что инспекторы оценивали работу именно по таким бумажкам. В результате у педагогов появилось дополнительное время для творчества.
В свои 80 лет Николай Петрович работал учителем биологии. Он был отмечен медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд», «За трудовое отличие», значком «Отличник народного просвещения». Он почетный гражданин города Валдая.
Николай Петрович до глубокой старости был бодр и активен, интересовался всем, что происходит в стране и мире. Писал статьи в газету, свои воспоминания. К нему приезжали бывшие ученики, среди которых немало учителей и ученых. Педагоги с ним советовались, с признательностью пользуясь его мудростью, его богатейшим опытом. Можно сказать, что Николай Петрович до последних дней жил школьными проблемами.
Николай Петрович, проживший 103 года, говорил: «Каждый может прожить сто лет, если будет любить людей». Таким его и запомнили – человечным, любящим людей.
Василий НИКОЛЬСКИЙ, студент, Валдай, Новгородская область
Комментарии