search
main
0

Почетная обязанность или долг?

Месяц тому назад в нашей Сахалинской области прошли выборы мэров городов и депутатов городских собраний. В каждом районе шла агитационная работа. Избирателей активно приглашали принять участие в выборах. Молодежь заманивали бесплатными билетами на дискотеки и в кино. И какова же активность избирателей? Самые высокие результаты не превысили 50-процентный рубеж. Это значит, что больше половины граждан нашей области не пожелали заявить о своей гражданской позиции. И среди них много молодежи от 18 до 30 лет.

Что такое быть гражданином страны, в которой ты родился и живешь: право, почетная обязанность или долг? Вопрос очень сложный и спорный. Об этом дискутируют взрослые и молодежь. Могут ли дискуссии и споры привести к конкретному и окончательному выводу? Конечно же, нет. Каждый человек решает это для себя сам. В каком возрасте он примет для себя то или иное решение, зависит не только его личная жизнь, но и по большому счету – судьба государства. Но кому как не нам, взрослым, помочь молодежи определиться со своей гражданской позицией.

Вот уже шесть лет в нашей области среди школьников проводится акция «Я – гражданин России». В ее рамках ребята изучают социальные вопросы жизни общества, исследуют социальные проблемы и пытаются решить их своими способами. Для этого учащиеся изучают законы нашего государства. Они знакомятся с ветвями законодательной и исполнительной власти, непосредственно обращаются к ним через письменные обращения и личные контакты.

Зачастую впервые в своей жизни подростки знакомятся и с тем количеством средств массовой информации, которое существует на сегодняшний день, и с реальной их силой. Дети устанавливают связи с общественными некоммерческими организациями, узнают об их роли в обществе. Завершением этой увлекательной подготовительной работы школьников и студентов являются разработанные ими социальные проекты, которые они представляют на конкурс в рамках акции «Я – гражданин России».

За эти годы учащиеся школ и профессиональных училищ вместе со своими педагогами смогли создать и реализовать более 200 социальных проектов. Их значимость для жителей нашей области трудно переоценить. Это и экологические проекты по благоустройству дворов, школ, мест отдыха, охране леса; и здоровьесберегающие проекты по оборудованию спортзалов, стадионов, организации групп здоровья; это забота о сиротах и помощь старшему поколению, организация досуга для молодежи. Но самое главное, подростки получили огромный опыт участия в жизни общества, выработали определенную гражданскую позицию. Они научились общению с представителями различных учреждений, правильно составлять письма, вести диалоги, аргументированно доказывать свою правоту, ориентироваться в огромном потоке информации в СМИ, делать анализ полученной информации и составлять по конкретным вопросам свои суждения.

В акции «Я – гражданин России» с каждым годом принимает участие все больше и больше регионов. В США и других государствах проходят подобные акции. В ближайшее время эта акция станет международной. Мы гордимся тем, что наша область одной из первых в России включилась в нее. Всероссийской акции 5 лет, а на Сахалине ей уже 6.

6 лет учащиеся наших школ принимают участие в городских, районных, областных финалах и 5 лет – во Всероссийских финалах. Не каждый регион может похвастаться такими результатами. На Всероссийский финал попасть очень трудно. Нужно пройти заочный отборочный тур, на который присылают от 280 до 550 проектов ежегодно. Один раз в два года финал проводится в ВДЦ «Орленок», и на него допускают 50 проектов, а один год финал проводится в одном из регионов России, и на него допускается всего 20 проектов. В 50 лучших попасть очень сложно, а в двадцатку и тем более. Но не было еще случая, чтобы Сахалинская область не попала во Всероссийский финал. Проекты, разработанные нашими детьми, всегда получают высокую оценку Всероссийского жюри. И оно часто затрудняется из трех представленных проектов выбрать один – самый лучший. В 2004 году впервые во Всероссийской акции на финал были приглашены 2 команды не только из одного региона, но и из одного города – из Южно-Сахалинска. Это был хороший урок формирования гражданственности у подростков для представителей многих регионов России.

Для наших школьников такие поездки незабываемы. И, вернувшись домой, все они заявляют об одном: мы познакомились с огромным количеством ребят, таких же, как мы, заинтересованных улучшением жизни общества. Ведь, что греха таить, зачастую во время работы над проектами они чувствуют себя белыми воронами среди сверстников. А после того как увидят ту армию новой молодежи, неравнодушной к себе и обществу, начинают ощущать свою значимость и видеть, в каком направлении им идти дальше.

Было бы очень хорошо, если в каждом районе, в каждой школе учащиеся всех классов включились в эту увлекательную работу. Тогда бы мы не проводили повторные выборы из-за неявки избирателей, не призывали людей к совести из-за разворованных урн в городе и брошенного мусора, не боялись бы отпускать детей вечером в парк, не боролись бы с детским алкоголизмом, табакокурением и наркоманией. Эти проблемы постепенно бы ушли в прошлое. Ведь активные граждане заботятся и о своем будущем, и о будущем общества и страны.

Все время работы над проектами рядом с детьми находятся их наставники – учителя, которые являются консультантами. Именно консультантами, а не руководителями разрабатываемых проектов. Это очень важно. Участвуя в акции «Я – гражданин России», дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующую их проблему, разрабатывать свои варианты ее осуществления, принимать решение обращаться или не обращаться в те или иные инстанции.

При создании проектов наши дети показывают большую осведомленность в вопросах социальных проблем нашего общества. Дети поднимают и решают не только проблемы в школе, такие, как слабая компьютеризация школ, разрушенные спортивные площадки, организация их досуга, но и проблемы молодежи, такие, как борьба с вредными привычками, правовая безграмотность, создание молодежных организаций. Кстати, о создании Всероссийской молодежной организации была поднята речь и на V Всероссийском финале акции «Я – гражданин России» в г. Воронеже. Во многих детских коллективах Сахалина, занимающихся социальным проектированием, уже прошло обсуждение этой информации, и повсеместно подростки и молодежь выступают за объединение их в единую всероссийскую организацию. Это даст им дополнительную возможность ощутить себя особой субкультурой в обществе и огромной силой во всероссийском масштабе.

За шесть лет дети Сахалинской области построили несколько спортивных площадок возле школ и на пустырях, обустроили детские игровые площадки, навели порядок в местах отдыха жителей области, очистив от мусора десятки километров пляжей и берегов рек. Оказали помощь сотням людей с ограниченными возможностями: добились приобретения компьютера и инвалидной коляски, подготовили для них десятки концертов, оказали парикмахерские и столярные услуги, помогли по хозяйству. Детские дома, дома престарелых и инвалидов, одинокие старики – все они находятся под пристальным вниманием наших учеников. И это не потому, что им больше заняться нечем, а потому, что социальные проблемы этой категории людей нашего общества наиболее ярко выражены и наименее решаемы государством. Именно поэтому наши дети стремятся хоть частично облегчить участь незащищенных слоев населения. А к празднованию 60-летия Великой Победы именно наши дети настояли на восстановлени памятных досок, памятников, скверов и аллей Ветеранов. Несмотря на то, что нашим правительством были выделены значительные средства на подготовку празднования этой великой даты, как всегда, на все их не хватило. И ребята собрали средства и своими силами дали возможность жителям своих населенных пунктов вспомнить тех, кто отстоял для нас право быть свободными.

Но наши школьники работают и в других направлениях жизни нашего общества. Ими созданы Детский правовой центр и музей истории поселка, школьный парламент, конституция школы. Они собрали материалы и издали несколько книг об истории своего поселка, о женщинах-ветеранах Великой Отечественной войны, о досоветской истории своего района. Их волнуют экологические и образовательные проблемы, проблемы здравоохранения и другие социальные вопросы, которые сегодня так медленно решаются. Отрадно отметить, что многие проблемы дети не смогли бы решить без помощи исполнительной и законодательной власти, неравнодушных представителей различных учреждений и организаций. С нами идут на контакт депутаты городских собраний и областной Думы, работники администраций городов и поселков, прокуратуры, налоговых органов и органов юстиции. Очень хорошо отзываются на обращения ребят представители различных общественных организаций. Они учат молодежь тому, как следует работать с властными структурами, помогают оформить их проекты на гранты и получить эти гранты. А в г. Южно-Сахалинске есть уже такая практика, когда в рамках муниципального гранта «Мы и наш город» финансируется несколько детских проектов, наиболее социально значимых для города.

Для того, чтобы учителя-консультанты, работающие с учащимися, правильно выбрали тактику работы с ними и сами владели всеми тонкостями технологии работы над проектом, им предлагается пройти обучение на специальных семинарах. На таких занятиях учителя входят в роль учеников и учатся сами разрабатывать проекты. Как выбрать проблему, волнующую большинство членов коллектива? В каких средствах массовой информации можно найти материалы по интересующей нас проблеме? К каким источникам в законодательной и исполнительной власти можно обратиться? Что мы сами можем сделать для улучшения ситуации? Как правильно оформить собранный материал в портфолио? Как подготовить демонстрационные стенды? Как представить проект на конкурс? Вот такие вопросы рассматривают учителя на семинарах.

Но консультантами у подростков могут стать и родители, и работники ЖЭУ, и члены некоммерческих организаций, и просто инициативные граждане, которых пока нет. Может быть, последние просто не знают об этой акции, а может быть, думают, что воспитанием и становлением гражданина и патриота должны заниматься только учителя? Кстати сказать, эта работа с учениками является внеклассной и неоплачиваемой. И, несмотря на это, уже около 200 учителей нашей области прошли обучение на семинарах и работают со своими учениками по программе детского социального проектирования.

Новый учебный год не будет исключением из правил. Благодаря проекту фонда Сивитас-Россия «К демократическим ценностям через гражданское образование» в нашей области подготовлены и успешно работают пять тренеров по технологии проектной деятельности в рамках акции «Я – гражданин России». Они активно включились в проведение семинаров для педагогов области, в консультации учителей и коллективов подростков по технологии проектной деятельности. Только за два осенних месяца прошли обучение учителя г. Южно-Сахалинска, Тымовского, Александровск-Сахалинского, Ногликского и Охинского районов.

Контрасты северного Сахалина

Осень на Сахалине необыкновенно хороша и красива. Сопки в роскошном наряде желтой, багряной, оранжевой листвы. Садишься в поезд в Южно-Сахалинске и отправляешься на север острова, любуясь из окна вагона красотой, которой наделила природа этот островной край. Однако, к сожалению, проезжая одну станцию за другой, все больше обращаешь внимание на заброшенность зданий, пустые глазницы окон, поросшие бурьяном дворы, людей, идущих по грязным дорогам, детей, продающих на станциях дары природы (ягоды, грибы, рыбу), появившиеся склады газовых труб и переключаешь свои мысли с прекрасного в природе на мысли о бытие, жизни островитян, власти на местах. Не критикуешь, не ругаешь, а хочешь понять, разобраться, дать объяснение тому, что увидел. В любом обществе есть проблемы, которые нужно решать. Большие экономические вопросы решать сложно, а вот что можно сделать такого,чтобы стало на острове людям лучше, Легче, веселее? Именно эти вопросы мы будем задавать участникам семинара в Тымовском и Александровск-Сахалинском районах, потому что именно туда отправляемся как тренеры проекта «Гражданин».

Северные районы Сахалина всегда очень тепло и внимательно встречают гостей с юга. Мы бывали здесь не раз и воспоминания оставались всегда самые добрые. Мы готовы полностью отдать все свои силы и знания, создать для них творческую, комфортную рабочую обстановку. Для этого мы взяли с собой самые красивые канцтовары, бумагу для работы, методическую литературу социально-образовательного проекта «Гражданин», буклет об акции «Я – гражданин России» в Сахалинской области, распечатку «Стадии проектной деятельности» для оформления портфолио, CD-диск «Проект «Гражданин», видеофильм «Проект «Гражданин»: ступени социальной зрелости молодежи» и даже яркие забавные салфетки, кофе, чай, печенье. Одним словом, предусмотрели все.

Участниками семинара стали руководители детских коллективов, учителя, представители районных отделов образования. Аудитория разновозрастная, с разными интересами. Наша цель: мотивировать всех участников семинара на активную гражданскую позицию и формирование этой позиции у учащихся, чтобы научить детей видеть социальные проблемы в своем районе, взаимодействовать с властью, анализировать ситуации, делать выводы и находить пути решения. Ведь это так здорово, когда дети начинают осознавать, что собственными силами они могут хотя бы частично решить социально значимые проблемы общества.

На семинаре выступила с коротким сообщением координатор проекта «Гражданин» в Сахалинской области Татьяна Ваганова. Она рассказала об участии южно-сахалинцев в финале V акции «Я – гражданин России» и «О необходимости активизации проектной деятельности в школах в рамках акции. Объяснения основных этапов проектной деятельности сопровождались просмотром учебного видеофильма. В конце первой части семинара педагоги увидели небольшой сюжет об участии сахалинской команды в финале Всероссийской акции «Я – гражданин России», которая состоялась в ВДЦ «Орленок» в 2004 году. Этот сюжет лучше всяких слов агитирует за участие в акции, потому что, несмотря на все трудности и сложности в разработке проектов, «о как он сладок – миг победы». А еще из этого сюжета очень хорошо видно, как сильно отличаются учащиеся, занятые в проектной деятельности, от своих сверстников, не занимающихся по программе «Гражданин». Уверенные в себе, в своих силах, в своей правоте, грамотные, раскрепощенные, свободно управляющие ситуацией – такими они предстали перед взорами семинаристов.

Вторая часть семинара была посвящена отработке на практике технологии проекта «Гражданин». Участники семинара прошли все стадии работы над проектом, создали и защитили свои проекты.

В Тымовском районе учителя разработали проекты: «Парк детства» и «Здоровый образ жизни». А в Александровск-Сахалинском районе – «Городской пляж» и «Игорный бизнес и дети». Проекты получились интересными и, действительно, социально значимыми. Педагоги проявили большую изобретательность, находчивость и, несмотря на то, что проекты были условными, они разработали вполне реальные методы решения проблем.

Как в Тымовске, так и в Александровске-Сахалинском по окончании семинара многие учителя не спешили уходить. Делились успехами своей работы, говорили о проблемах школы, города, двора, семьи. Все-таки педагоги – особые люди в России! Именно от них зависит воспитание активной гражданской позиции у подростков – будущих граждан нашей страны.

Мы не могли уехать из Александровск-Сахалинского, не увидев скалы «Три брата», – символ сахалинского севера – действительно впечатляют, дом, где 110 лет назад останавливался писатель А. Чехов и продолжил свой путь вдоль всего острова. Интересно, что бы сейчас он написал в знаменитой книге «Сахалин»?..

Эмма ЛИТВИНЦЕВА, тренер проекта «К демократическим ценностям через гражданское образование»

Надеемся на помощь чиновников

Семинар для педагогов самых северных районов Сахалина – Ногликского и Охинского – состоялся в поселке Ноглики в конце октября. Учителя из г. Оха ехали на него автобусом около 5 часов. Это говорит о том, что со стороны администраций районных отделов образования и учителей очень велик интерес к гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков через социально-проектную деятельность. В семинаре приняли участие 34 педагога. Он прошел, что говорится, «на одном дыхании». Заинтересованность учителей и тренеров в воспитании активного гражданина дала свои плоды. Помимо изучения стадий проектной деятельности состоялся заинтересованный разговор о роли учителя в становлении гражданина и человека, о сложностях работы в удаленных от центра районах, о менталитете провинциалов и апатии к жизни жителей дальних поселков.

В течение шести лет наши северные районы не очень активно принимали участие в акции «Я – гражданин России». После проведенных семинаров мы надеемся, что педагоги расскажут своим ученикам о том большом деле, которое объединяет уже несколько тысяч сахалинских мальчишек и девчонок. А администрации районов наконец-то найдут средства для командировки команд-победителей на областной финал акции «Я – гражданин России».

Кстати, о финансировании акции. Областной Департамент образования уже несколько лет закладывает в смету года организацию регионального финала акции и средства на командировку команды-победительницы на Всероссийский финал. Администрация г. Южно-Сахалинска, в лице бывшего мэра Ф.И.Сидоренко, также уделяла много внимания этой акции и выделяла деньги на ее проведение в городе. А в 2004 году, когда в «Орленок» ехали две команды ребят, одну из них профинансировала администрация города. В районах этого не происходит. Да и понятно, там нет средств даже на выплату зарплаты учителям. Мы думаем, что администрации области нужно подумать о том, каких граждан она хочет видеть через 5-10 лет, и уделить больше внимания их воспитанию сегодня.

Конец октября оказался очень насыщенным на события. 20 октября на Сахалин приезжали директор проекта «Сивитас-Восточная Россия» Мэри Бристол, координатор аналогичного проекта в штате Вашингтон Кэти Хэнд и координатор проекта на Дальнем Востоке Павел Соболь. Гости познакомились с положением дел в Сахалинской области. Для этой цели они не только встречались с администрациями областного и городского Департаментов образования, но и с ребятами, разрабатывающими социальные проекты в рамках акции «Я – гражданин России». Гости не только сами задавали вопросы, но и отвечали на десятки вопросов, которыми их засыпали подростки. «Сколько детей в Америке занимаются проектной деятельностью?», «Что для них главное в проекте?», «Существуют ли в США конфликты между учениками и учителями?», «Поднимают ли школьники США проблемы культуры молодежи, молодежной моды, сленга, вредных привычек?». Наших ребят интересовали конкретные цифры, которых, конечно же, не было у гостей, но они обещали их прислать по электронной почте.

С гостями встречалась и я. Как в качестве консультанта детских социальных проектов 2000-2005 годов, так и в качестве координатора проекта «Сивитас-Россия» «К демократическим ценностям через гражданское образование». При встрече были высказаны пожелания о более тесном контакте, обмене опытом работы в Дальневосточном регионе и разработке новых проектов в вопросе гражданского воспитания молодежи и становления гражданина.

Сейчас начало активизации проектной деятельности среди учащихся. В ближайшее время они начнут активно посещать лично или вести переписку с различными структурами власти. Очень важно, чтобы чиновники понимали, что к ним обращаются будущие активные граждане России. Кто-то из ребят через 10-15 лет может быть заменит их. И важно, несмотря на неточности в формулировке обращений, не оттолкнуть ребят, не затянуть время ответа, а показать, как работает чиновник в демократическом государстве или как должен работать. И мы обратились через местные газеты ко всем руководителям всех ветвей власти проявить терпимость и помочь учителям в воспитании подрастающего поколения.

Мы надеемся, что пройдет совсем немного времени и в Сахалинской области не останется ни одного подростка, который не принимал бы участия в акции «Я – гражданин России» или не знал бы о ней.

Татьяна ВАГАНОВА,

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте