search
main
0

Почерк руководителя. Сценарий занятия на тему «Стили управления»

Знание основных стилей управления и способов применения их на практике позволит обучающимся выработать коммуникативные способности, лояльнее относиться к действиям руководителей. Кроме того, существует большая вероятность, что нынешние студенты в скором времени сами станут у руля какого-либо предприятия и знания, полученные на дисциплине «Менеджмент», непременно пригодятся каждому студенту в последующей трудовой деятельности.

Технические средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор.Раздаточный материал:  информационные тексты,  таблицы, кейсы, тесты.Цели: аудиторное самостоятельное изучение нового материала по теме «Стили управления» и закрепление полученной информации в практических действиях.Ход занятия1. Организационная часть. Настрой на учебную деятельность; сообщение плана занятия.Преподаватель приветствует студентов, выявляет отсутствующих, проверяет готовность студентов к занятию.Организация внимания с помощью демонстрации трех шкал: уровень шума, уровень активности, уровень усвоения материала.Студенты слушают, отвечают на вопросы, настраиваются на занятие.2. Опрос. Актуализация знаний по теме «Понятие и свойства личности».Преподаватель демонстрирует слайды с вопросами (см. приложение 1), фиксирует ответы групп в рейтинговой сетке.Студенты обсуждают вопросы в микрогруппах, озвучивают ответы.3. Изучение нового материала. Формулировка темы занятия.Преподаватель демонстрирует  слайд с ситуацией (см. приложение 2), корректирует высказывания студентов при необходимости, демонстрирует слайд с определением, что такое стиль управления (см. приложение 3).Студенты читают информацию на слайде, обдумывают, высказывают предположения, формулируют тему занятия.Преподаватель:  Как вы считаете, для чего информацию о стилях управления вам нужно знать? Где знания по данной теме вам могут пригодиться в дальнейшей жизни? Что вам уже известно о стилях управления?  Что хотели бы вы узнать о стилях управлениях нового?Студенты слушают преподавателя, отвечают на вопросы, формулируют план изучения новой темы: 1) характеристика стилей управления;2) применение нового материала в практических действиях.Преподаватель корректирует ответы при необходимости.4. Изучение нового материала по теме «Стили управления».Преподаватель обеспечивает  разным текстовым материалом каждую микрогруппу (см. приложение 4), таблицами (см. приложение 5), контролирует процесс выполнения задания, фиксирует результаты работы микрогруппы в рейтинговой сетке, демонстрирует слайды (см. приложение 6).Студенты изучают текстовый материал в микрогруппах, заполняют свою часть таблицы, обмениваются полученной информацией между микрогруппами, заполняют таблицу полностью. Комментируют информацию на слайдах.5. Практическая часть. Закрепление полученной информации в практических умениях.Преподаватель предлагает каждой микрогруппе назвать плюсы изученного ранее в микрогруппе стиля управления, затем минусы, предлагает выразить общее мнение о стилях. Затем демонстрирует слайд с высказыванием Наполеона (см. приложение 7). Фиксирует результаты работы микрогрупп в рейтинговой сетке. Студенты обдумывают, называют плюсы, затем минусы каждого стиля, обсуждают, приходят к общему мнению.Преподаватель предлагает обсудить в микрогруппах кейс-задания (см. приложение 8) и сформулировать решение. Фиксирует результаты работы микрогруппы в рейтинговой сетке.Студенты обсуждают кейс-задания  в микрогруппах, формулируют выводы о проделанной работе.Общее обсуждение результатов в группе.Преподаватель предлагает пройти тест «Определение стиля руководства», сделать самоанализ по результатам теста (см. приложение 9).Студенты проходят тестирование, делают самоанализ, обсуждают результаты в группе.6. Рефлексивно-оценочный этап. Сделать выводы о проделанной работе, определить следующий фронт работы по изученной теме.Преподаватель предлагает ответить на вопросы рефлексии (см. приложение 10), называет результаты работы микрогрупп по рейтинговой сетке, предлагает студентам самостоятельно оценить свои действия на занятии с учетом трех шкал. Задает домашнее задание.Студенты выражают собственное мнение о проделанной работе, полученных знаниях, оценивают собственные действия на уроке, записывают домашнее задание.Приложение 1Вопросы для повторения темы «Понятие и свойства личности»:1. Что такое личность?2. Для чего знания  о психологии личности необходимы каждому менеджеру (руководителю)?3. По каким основным параметрам необходимо исследовать личность  человека, чтобы иметь о ней наиболее полное представление?4. Что такое направленность личности и как ее определить?5. Что такое уровень подготовленности личности, каким способом его можно определить?6. Каких сотрудников называют термином «аутистический», в какой области деятельности таким людям лучше всего работать?7. Каких сотрудников называют термином «гиперактивный», в какой области деятельности таким людям лучше всего работать?8. Каких сотрудников называют термином «лабильноциклоидный», в какой области деятельности таким людям лучше всего работать?9. Каких сотрудников называют термином «педантичный», в какой области деятельности таким людям лучше всего работать?10. Каких сотрудников называют термином «демонстративный», в какой области деятельности таким людям лучше всего работать? 11. В чем разница между понятиями «характер»  и «темперамент»?12. Приведите примеры, каким образом темперамент человека может влиять на его трудовую деятельность?Приложение 2Один из древнегреческих правителей, прослышав о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к нему для учебы своего сына. Узнав о цели визита, диктатор предложил юноше прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только сбивал своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По возвращении во дворец диктатор заявил о том, что он все рассказал и юноша может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из первых стилей руководства, применяемый порой и сегодня.Приложение 3Слово стиль – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда стиль руководства – это своего рода почерк в действиях менеджера (руководителя).Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера (руководителя).Стиль управления – манера и способ поведения менеджера (руководителя) в процессе подготовки и реализации управленческих решений.Приложение 5Таблица «Характеристика стилей управления»Приложение 9Тест «Методы руководства»Оцените по пятибалльной системе предполагаемые утверждения:1.    Указываю людям, что им нужно делать.2. Даю возможность другим в подготовке и принятии решения.3. Даю возможность другим действовать самостоятельно.4. Настойчиво объясняю другим, как и что нужно делать.5. Совещаюсь с другими.6. Не мешаю другим работать.7.  Указываю другим, когда нужно работать.8. Поддерживаю инициативу своих товарищей.9. Не вмешиваюсь в процесс определения целей деятельности другими.10. Подсказываю другим, как надо работать.11. Внимательно выслушиваю собеседников.12. Если вмешиваюсь в проблемы других, то по-деловому.13. Прилагаю усилия с целью улаживания разногласий.14. Стараюсь улаживать конфликты.15. Считаю, что каждый должен применять свой талант так, как может.Действия, соответствующие строкам 1, 4, 7, 10, 13, характеризуют приверженность к директивным методам руководства и отрицательное отношение к делегированию полномочий.Действия, соответствующие строкам 3, 6, 9, 12, 15, характеризуют нежелание вмешиваться в дела других.Действия, соответствующие строкам 2, 5, 8, 11, 14, говорят о склонности человека коллегиально решать проблемы.Приложение 10- Я сегодня узнал (а)…- Я понял (а)… – Я научился (лась)… – Лучше всего на занятиях у меня получалось…-  Основные трудности при изучении темы у меня заключались в том, что…Источники информации1. Вачугов Д.Д. Менеджмент. 2006.2. Вачугов Д.Д. Практикум по менеджменту. – М. : Высшая школа, 2010.3. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. – М. : Высшая школа, 2009.4. Шекиня С.В. Управление персоналом в современной организации.Прим. ред. Приложения 4, 6, 7, 8 опубликованы на сайте «Учительской газеты»  http://www.ug.ru/method_article/782. ​Ольга МУХАМАДИЕВА, преподаватель экономических дисциплин Можгинского ветеринарного колледжа Удмуртской Республики, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте