search
main
0

Почему Знайка бежит по дорожке? В «империи» Альбины ЗОЛОТАРЕВОЙ главные короли – дети

Она и сегодня с большой теплотой вспоминает своего классного руководителя – учительницу английского языка Людмилу Бухарову. Как будто назло убегающим годам Людмила Петровна до сих пор работает в школе. А тогда, в тяжелые послевоенные годы, молодая учительница организовала со своими подопечными драмкружок: учила прекрасному девчонок и мальчишек из сельской школы с громким названием Московская.

Школа была самая обычная, а располагалась в селе Московское Каширского района, километрах в пятидесяти от Воронежа. Молоденькая Людмила Петровна занималась с ребятишками спортом, рассказывала о любви к Родине и об уважении к старшим, а заодно подсказывала девчонкам, как постирать школьное платье, погладить банты и вообще выглядеть хорошо и чистенько, а не ждать, когда придет с работы уставшая мама. «Вы – девочки! А значит, сами должны все уметь делать».

Тогда учительница английского и представить не могла, что одна из ее милых девочек через много лет будет носить звание народного учителя России и возглавлять созданный ею и коллегами-единомышленниками Центр дополнительного образования детей «Реальная школа» города Воронежа (который все чаще называют школой Золотаревой).

Сегодня Центр дает своим воспитанникам настоящую профессию, а то и не одну. Учащиеся могут получить документ о начальном профессиональном образовании по 15 направлениям. В семи филиалах Центра обучается более трех с половиной тысяч детей. В учебных мастерских и производственных бригадах проходят практическое обучение учащиеся различных объединений: конструирование и моделирование одежды, столярно-мебельное производство, машинная вышивка и вязание, роспись по дереву, кружевоплетение, художественная обработка ткани и кожи, резьба по дереву, макраме, выжигание по ткани, бисероплетение, информационные технологии, авторемонт и другие.

По инициативе Галины Кареловой, депутата Госдумы, председателя фонда социального страхования, началась работа по подготовке учащихся в сфере социального страхования на базе специальностей экономической направленности. Галина Николаевна уже не один раз побывала в школе у Золотаревой, читала лекцию о социальном страховании. Преподаватели и сами ребята с интересом восприняли новую специальность.

Рассказывает Альбина Васильевна:

– В дополнительное образование ребенок приходит только по желанию и свое время готов тратить на такого преподавателя, который может научить, дать что-то новое и полезное. Сегодняшние дети целенаправленно идут за знаниями! Например, к нам на занятия приезжают из разных районов города и даже из ближних сельских районов. У нас учился Саша Кулик, Александр Сергеевич. Он приезжал из Каширского района, в месяц делал по 800 километров! Такая у человека тяга к знаниям. Сейчас Александр Сергеевич работает у нас преподавателем, он прекрасный программист, учится в технологической академии – третий в рейтинге студентов.

Наша школа двухуровневая, мы даем допрофессиональную подготовку, а в старших классах профессиональную. Наши преподаватели ездили в Елец, работали в инженерном цехе и теперь передают знания детям. У нас одна девочка сделала выпускную работу «Собор Василия Блаженного» – из елецких кружев! А ведь это все надо придумать, рассчитать, начертить – сделать сколок. Наш выпускник должен быть не ремесленником, а профессионалом. Если, к примеру, он автослесарь, то должен знать черчение, бизнес-класс, русский язык и даже психологию заказчика. А в современном конструировании и моделировании одежды не обойтись без знаний компьютерных программ.

В такой ситуации к преподавателю повышенные требования, он должен постоянно набирать знания. А потом, по словам Альбины Васильевны, выплескивать их ребенку. Ребенок спрашивает, значит, будь добр ответить. Чтобы не говорить «я не знаю».

– Незнайка на печке лежит, а Знайка по дорожке бежит. И я всем своим преподавателям говорю: вы должны бежать по дорожке, а за вами дети. Не знаете, что ответить, – подготовьте себя. Сходите в библиотеку. Мы специально проводим совместные научно-исследовательские конференции с участием детей и взрослых. И однажды был случай, когда ребенок оказался в знаниях выше, чем преподаватель – повод задуматься!

В сентябре 2007 года исполнилось 50 лет, как она работает в образовании, из них в Центре – 26 лет. Говорит, что за такое время, наверное, стыдно было бы не преобразовать бывшую станцию юных техников в «империю дополнительного образования». В 60 лет она защитила кандидатскую диссертацию. Считает, что не имела права не защититься, потому что в коллективе работают семь кандидатов наук. Разве можно отставать!

Еще помогло участие во всероссийском конкурсе «Лидер в образовании», на котором познакомилась с известнейшими педагогами, подружилась с «Учительской газетой». Почувствовав, как много для учителя-творца значит общение и накопление опыта, теперь уже сама, когда к ней приезжают гости из Курска, Белгорода, Орла, Липецка, Губкина, щедро делится с ними своими знаниями.

В прошлом году Альбине Золотаревой присвоили звание «Почетный гражданин Воронежа». Ей и директору воронежского учебно-воспитательного комплекса №2 Николаю Макаровичу Есину (тоже давнему другу «УГ»). В истории присвоения звания почетного гражданина это впервые: двое награжденных и оба – учителя. Безусловно, это доказательство растущего авторитета нашего учительства в глазах общественности и власти.

Сейчас у Альбины Васильевны новый проект. На днях побывала в Воронежской лесотехнической академии, спрашивала про своих студентов – ребят, учившихся в 65-й школе и получивших в Центре профессию автослесаря. Теперь они студенты, учатся хорошо, а вузовские преподаватели говорят, что если бы ребятам побольше компьютерных знаний, можно было бы не на первый курс, а сразу на третий поступать. Идея интересная, и Альбина Васильевна не исключает ее воплощения через несколько лет. Ну а пока, на ближайшую перспективу, надеется организовать для лучших выпускников целевой набор на бюджетное отделение. В мае на выпускные экзамены в Центр приезжают профессора воронежских вузов, в частности из лесотехнической академии, с автомобильных специальностей, и общаются с выпускниками, оценивают их дипломные работы. После такого экзамена ребята целевым направлением поступают в вуз, практически без учета результатов ЕГЭ. Преподаватели говорят, что у выпускников Центра не только знания, но и культура производства: работают в чистоте, вокруг всегда порядок, и ведут себя очень достойно. Хотя мальчишек, которые приходят учиться на автослесаря, примерными не назовешь. Но даже если в школе у них конфликты, в Центре ребята преображаются. Вплоть до того, что дополнительно изучают русский язык. Уже второй год как здесь введено несколько элективных курсов, один из них – по русскому языку. И теперь все, у кого проблемы с орфографией, два часа в неделю заполняют пробелы в знаниях, накопленные в школе.

Кстати, школьные учителя очень довольны, а уж родители!..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте