Бюджетники восстали против федерального центра, объединившись с региональными властями и местным самоуправлением. И это при том, что все без устали твердят, будто школа стала негосударственной, что находится она в руках местных властей. По идее именно против этой местной власти должны были бы протестовать учителя, врачи и работники культуры. Ан нет, замахнулись они на самую что ни на есть высшую власть. Ту самую, что принимала решение об увеличении учительских зарплат в 1,89 раза, что внесла два законопроекта. Один о том, чтобы школа стала государственной, другой о том, чтобы у местной власти было больше полномочий вместе с увеличением финансов. Какого, грубо говоря, рожна надо этим педагогам вкупе с медиками, не говоря уже о работниках культуры, чей министр так и норовит совершить мягкую “культурную революцию” и демонстрирует эту готовность еженедельно на телеэкранах, спрашивали чиновники.
Заметим, Президента России никто во время протестных февральских акций не задевал, но короля делает свита, а президента – правительство. Именно правительство вносит в Государственную Думу законопроекты и именно оно во многом определяет тонус общества, которое может впасть как в безграничную эйфорию, так и в безнадежную депрессию. В зависимости от того, что в его жизни меняет тот или иной закон. Президент – на стороне учительства, на недавней встрече с ключевыми министрами (министра образования, к сожалению, таковым не посчитали и на этот раз) Владимир Владимирович высказал серьезную обеспокоенность ростом долгов по зарплате бюджетников. Говорил ли он о грядущих отраслевых финансовых изменениях, сетовал ли по поводу широкомасштабных акций, которые “ковровой” волной прокатились по России, народу не сообщили. Президент не спросил своих “ключевых”, что они затеяли. То ли “ключевые” держат все в секрете от В. Путина, а ему недосуг посмотреть новостные телепрограммы. То ли знает все наш Верховный Главнокомандующий, но до поры до времени наблюдает схватку на “зарплатном ковре”, как судья, который использует свое право останавливать ее свистком в нужный момент. Схватка в самом деле стала захватывающим действием.
После заседания правительства в конце прошлого года документы по отраслевой оплате труда стали тайной за семью печатями. Их не могли получить ни профсоюзы, ни депутаты, ни журналисты. Минтруд то ли действительно их дорабатывал, то ли выжидал, когда улягутся страсти и какие-то новые документы, принятые по другим поводам и темам, вытеснят из памяти общества планы реформирования оплаты труда бюджетников. Профсоюзы и депутаты нажимали, как могли, Минтруд не уступал, но в один прекрасный момент (что спорно), регионы получили проект концепции, на который должны были дать “добро”. Во всяком случае Минтруд, видно, на то сильно рассчитывал, ведь получили проект ведомственные, минтрудовские, подразделения в региональных органах власти. Руководители образовательных, медицинских ведомств, а также ведомств культуры в регионах проинформировать не посчитали нужным. Но произошло непредвиденное: трудовики и социальщики побоялись, с одной стороны, взять на себя ответственность, а с другой стороны, оказались не подготовленными к тому, чтобы детально проанализировать присланные документы. Практически во всех регионах анализировали предложенное Минтрудом все вместе и тут значительную роль сыграли профсоюзы. Лидировал Российский профсоюз народного образования и науки, который взял за правило: при очередной реорганизации Министерства образования лучшие его работники – юристы и экономисты – получают приглашение на работу в аппарат его центрального комитета. В результате кропотливой работы из регионов в Москву были отправлены отзывы. И хоть министр Починок вкупе со своими заместителями утверждают, будто большинство отзывов положительные, в этом правды нет. Каждый отзыв начинается, как правило, утверждением – согласием насчет того, что платить бюджетникам надо больше и мириться с нынешней системой оплаты нельзя, но далее следуют существенные возражения против концепции не менее существенные предложения. Таким образом, на стадии обсуждения и экспертирования в регионах возник консенсус власти и народа, что никак нельзя сбрасывать со счетов. Но, выступая во время февральских акций по ТВ, Александр Петрович Починок без устали повторял, что никто никуда ничего не посылал. Обманывал? Нет, был искренним, как ни странно покажется это кому-то. Все ведь протестовали против проекта концепции, а Александр Петрович шел уже дальше: он говорил о проекте закона относительно отраслевой системы труда, который действительно никто никуда пока не посылал и никуда не вносил. Законопроект тот, как шайба у нападающего, у министра труда и социального развития находится на кончике клюшки и в любой удобный момент может быть им вброшен в Госдуму РФ, где у правительства есть свое надежное большинство. Может быть, кому-то покажется не очень удачным сравнение законотворческой работы с хоккеем, но Починок демонстрировал в дни манифестации на ТВ именно хоккейный класс игры. Он пытался делать искусные финты в дискуссиях с председателем Профсоюза работников народного образования и науки Владимиром Яковлевым (особенно, когда утверждал, что проекты согласованы с профсоюзом), обводил противника кругами, бесконечно повторяя расхожую истину, что учителям от реформы оплаты труда хуже не станет, уверенно откатывался к своим воротам, утверждая, что денег в бюджете этого года на значительное увеличение зарплат нет, и даже пытался забить гол в ворота профсоюза, хваля президента за внесение законопроекта о демуниципализации школ и возмущаясь претензиями профсоюза на авторство. Гол, правда, забить не удалось, потому что борьба профсоюза с чиновниками за создание такого закона шла на глазах всей России в течение последних трех лет.
Кстати, самое время сказать о позиции Думы. На этот раз послушное правительству большинство здесь заняло интересную позицию. Неугомонная депутат из Санкт-Петербурга профессор Валентина Иванова, та самая, что добилась поправки в бюджет 2003 года и направления 2 млрд. рублей на покрытие долгов по зарплате педагогов, возглавляет рабочую группу по выработке предложений в концепцию реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы. При поддержке четырех депутатских фракций (“Единство”, “Отечество – вся Россия”, “Регионы России”, “Народный депутат”) группа сформировала несколько принципиальных положений, одобренных большинством депутатов. Принципиальную позицию занял Комитет Думы по образованию и науке: под руководством его председателя А. Шишлова были проведены несколько заседаний, а также парламентские слушания, которые способствовали выработке общей позиции депутатов, независимо от их партийной принадлежности. Дума, которая никак не может обрести консенсус по очень многим вопросам, вдруг неожиданно для всех начала обретать согласие по отношению к финансовой поддержке бюджетников. И если уж говорить о революции, то этот консенсус похож на нее, но стоит куда как дороже. На последнем году своей работы нынешний состав депутатов вроде бы помудрел, не случайно депутат от фракции “Единство” Драганов призвал коллег из других фракций отбросить политические амбиции и сплотиться при решении проблем бюджетников, а коммунистка Плетнева заметила, что Хакамада так формулирует задачи, которые нужно решить всем, что хоть сейчас ее можно принять в КПРФ. Хочется думать, что такое единодушие предопределено не грядущими выборами, а серьезными обдумываниями будущего государства. Апофеозом этих обдумываний, на мой взгляд, стал документ – рекомендации Правительству РФ относительно проекта концепции Минтруда, – который был разработан фракциями при поддержке спикера Госдумы РФ Г. Селезнева.
Казалось бы, все ясно: Дума – против, регионы – против, аппараты отраслевых министерств – против (самим министрам, конечно, даже если они против, высказывать несогласие с Минтруда неудобно), наконец, и это главное, народ – против. Все требуют реформирования неспешного, введения отраслевых систем оплат в следующем году, увеличения зарплат кардинального, а потому хорошего финансового обеспечения в Законе “О бюджете 2004 года”, а самое главное – крепких государственных гарантий. Починок-де, говорит, что хочет сделать лучше, а мы-то уже знаем, чем заканчиваются подчас благие намерения власть имущих – адским ухудшением материального положения для и без того обездоленных граждан. Но тут дискуссия уже начинала напоминать другой вид спорта – теннис. Починку посылают “мячик” возражений, а он, ничтоже сумняшеся, отбивает его, как ни в чем не бывало, обратно. Такое впечатление, что он у нас в стране самый главный и мнение народа ему не интересно. Народ говорит “Не надо!”, а Починок в ответ: “Все будет так, как я хочу!” Весь вопрос в том, почему он так уверенно себя ведет, почему столь настойчив, а самое главное, устойчив? В другой стране при такой реакции народа любой министр был бы уже давно в ауте, то бишь в отставке, а Починок на месте, и нет никаких сомнений, что это именно его место. Иными словами, кто и почему так поддерживает Александра Петровича в его притязаниях на “отраслевое осчастливливание” бедных бюджетников?
Истинную картину происходящего, как мне кажется, уставший оправдываться министр труда прояснил в итоговых телепередачах в минувшие выходные дни. Картину, что и говорить, весьма интересную, потому что можно было воочию убедиться, как властям нужны… учительские протесты. Парадокс, но это так. До недавних пор забастовки учителей устраивали региональные и местные власти. Побастуют учителя, центр пришлет трансферт, губернатор или мэр тут же эти денежки потратят на затыкание очередных “дыр” и снова рассказывают сказки народу о коварном федеральном недофинансировании, чтобы, стало быть, снова недовольство высказал, да погромче. Не помню, чтобы хоть один руководитель за нецелевое расходование средств был не то что посажен, но наказан или оштрафован. Нет на это никаких законов, а вот законы о том, что каждый руководитель в своем властном округе может распоряжаться средствами так, как хочет, есть, и никто их пока не отменял. Местным руководителям можно и посочувствовать: 60-70 процентов бюджета – это зарплата бюджетников, доходная часть этих бюджетов мала, а федеральный центр ухитряется еще отобрать значительную часть налогов. Получается, чтобы получить дополнительные деньги, все средства хороши, в том числе и учительские забастовки? Но на этот раз не только учителя манифестировали, но и власти тоже. Это с чего же такая активность?
А с того, объяснил нам Александр Петрович Починок, что теперь за регионами будет наблюдать зоркий финансовый взор из федерального центра. Не выплатил губернатор зарплату учителям, пусть отвечает, почему, куда и на что потратил денежки. И, если центр посчитает нужным, в губернии будет установлено прямое правление центра, как это происходит (по такой же схеме) при банкротстве предприятий. Мы откроем все региональные и местные бюджеты, все увидят истинную финансовую картину, обещает Починок. Пугает, потому что когда-то в бытность премьером Е.М.Примаков только пообещал, что сделает это, и губернаторы тут же выплатили и все долги по зарплате бюджетников, и все долги в Пенсионный фонд. Знать, каков бюджет, какие замки строит губернатор и какие “мерседесы” покупает мэр, конечно, народу нужно. Но если только это стоит во главе угла, если ради этого затевается вся отраслевая перестройка в оплате труда, то это, по меньшей мере, несерьезно. То есть нет, для регионов это серьезно, а вот для тех же учителей – изощренное издевательство. Антикризисное управление предприятий, ставших банкротами, ничуть не влияет на их возрождение, на повышение материального обеспечения работников, на решение социальных проблем. Смешно полагать, что аналогичное управление регионом или городом поможет наладить их экономическое развитие и пополнение доходной части бюджета. Не исключено, что как предприятия-банкроты пускают с молотка, так и регион с городом будут реализованы с молотка частным лицам. А то и не с молотка, а исключительно по знакомству – как-де не порадеть родному человечку-олигарху.
То, что такая задача должна, видимо, быть решена в ходе отраслевого реформирования, подтверждается простым рассмотрением проекта Концепции Минтруда. В федеральном бюджете повышение зарплаты бюджетников в 1,33 раза предусмотрено, в региональных и местных – нет. Еще только предполагается внести эти средства в бюджеты на 2004 год. Центр обещает помочь регионам материально для повышения зарплаты бюджетникам, но в этом году у него денег на эту помощь нет, а бюджет следующего года пока в планах, не имеющих четких очертаний. На что рассчитывать регионам, пока неизвестно, но известно, что центр может дать гарантии по минимуму, а вот достойные доплаты к этому минимуму регионы и города должны будут искать сами в своих малодоходных бюджетах. Не найдут, с них спросят, назначат антикризисного управляющего. Дальше – смотрите написанное ранее.
Что странно, так это почти демонстративное необсуждение того, как, каким образом можно увеличить доходную часть региональных и муниципальных бюджетов. Только, пожалуй, главный идеолог модернизации Герман Греф в телеинтервью заявил напрямую, что отныне не на сырьевые богатства и их эксплуатацию будет ориентироваться Россия, а в большей степени – на ее интеллектуальный потенциал, который представляет не меньшую ценность, чем все сырьевые богатства вместе взятые. Очень ободряющее заявление, но как странно оно воспринимается на фоне обнищания ученых и педагогов, на фоне отсутствия перспектив для их финансовой поддержки…
Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарии