раз в году приносят зайцы, а не куры
Весной в Германии на каждом шагу встречаются зайцы. Не знаю, как дикие зайцы в диких лесах – если такие в Европе вообще остались, а в городах эти шустрые зверьки доброжелательны и даже улыбчивы. Они буквально оккупируют витрины магазинов, обложки журналов и просто окна жилых домов. Но самые примечательные зайцы поселяются в кондитерских. Даже у опытного сладкоежки трепетно заекает в желудке и туманится взор при взгляде на бесконечные ряды шоколадных и выпеченных длинноухих всех мастей и размеров. Такая мода на весенне-заячий сезон не случайна. И на протяжении вот уже нескольких столетий она повторяется из года в год. Задайте любому ребенку или даже нелюбопытному взрослому простую загадку: что общего у яйца с зайцем? И вам каждый ответит – Пасха. Или точнее – пасхальные праздники. Ведь речь идет об особенных яйцах и особенных зайцах, наделенных народным фольклором чудодейственными силами.
Начнем с яиц – с ними дело обстоит достаточно просто. Яйцо издревле считалось символом плодородия и жизни. Достаточно вспомнить распространенное дохристианское представление о мире как о мировом яйце, из двух половинок которого возникли небо и земля. Еще в Древнем Египте яйца преподносились в дар и выполняли роль магических талисманов. Окрашены они были в красный и золотой цвета. В Японии и Китае яйца также служили подарком к празднику начала весны и тоже имели красный цвет. С одной стороны, красный цвет – это цвет жизни и солнца. А с другой – цвет жертвоприношения и крови. На раскопках христианских кладбищ X века в могилах были найдены остатки яичной скорлупы красного цвета. Церковь интерпретировала образ яйца по-своему: скорлупа олицетворяет гроб Господен, из которого вновь возрождается жизнь. Или в более теоретизированной форме: скорлупа – это Ветхий завет, внутри которого зарождается Новый. На вопрос, почему яйца к Пасхе имеют традиционно красный цвет, у немцев есть своя версия. В средние века яйца входили в собираемый оброк как светскими, так и духовными господами. По сохранившимся документам, в IX веке крестьяне должны были платить до 100 штук со двора. За это они получали налоговые и таможенные льготы, а вместе и разрешение торговать на рынках в течение всего года. И именно “налоговые яйца” крестьяне окрашивали в красный цвет. Монастыри и церкви их освящали и использовали для оплаты трудов своих работников или распределяли среди солдат и неимущих.
Особую роль в католических пасхальных обрядах играет Великий четверг, по-немецки – “зеленый четверг”, с XII века по неверной интерпретации латинского “dies viridum” (отпущение грехов) воспринятый народом буквально: на обед готовился суп из 7, 9 или 12 разных трав. В церквах загорается вечный огонь, и колокольный звон после службы “летит в Рим”. А его место до субботы занимают деревянные трещотки, звучащие и с колоколен, и в исполнении деревенских мальчишек. В Баварии до 1918-го продержался и другой интересный обряд, связанный с этим днем: по всей земле заранее объявлялся конкурс на “лучших стариков”. Необходимые условия – чтобы участники были старше 85 лет и могли бы передвигаться без сподручных средств. Примерно из 100 претендентов выбирались в память о святых апостолах двенадцать самых достойных. В королевской резиденции высшие духовные сановники, а порой и сам король торжественно омывали им ноги. После старцы угощались в трактире за государственный счет.
Но вернемся к яйцам. Отложенные в Великий четверг, по аналогии с отпускаемыми в этот день грехами, они обретали чудодейственную силу. Считалось, что эти яйца не портились и употребивший их таким образом обеспечивал себя здоровьем на целый год.
В пасхальное воскресенье для детей самое занимательное – это игра “разыщи яйцо”. Так как в этот день яйца “обладают” сказочной силой, то и приносить их должен кто-то особенный. Например, безобидный заяц. Волшебные подарки не бросаются в глаза с первого взгляда, и, естественно, их необходимо особенным образом искать. Есть один верный способ приманивания зайца. Для этого нужно заранее приготовить что-то вроде “насеста”. В субботу ночью обернутые в яркие платки корзинки выставляются в укромном месте во дворе или на худой конец – у окна в доме. Для еще большей надежности путь выкладывался заячьей травкой.
Первые упоминания о зайцах, приносящих яйца, встречаются с середины XVII века в Вестфалии и земле Пфальцграф, где раскрашенные к празднику яйца назывались заячьими. Еще в первой четверти XIX века пасхальный заяц разделял почетную должность с другими животными: журавлем в Эльзасе, лисой в Гессене, а в Саксонии и Баварии – так и с простыми курами. Но постепенно он выжил конкурентов и стал единоличником.
В Мюнхене находится первый в мире Музей пасхальных зайцев. Среди примерно тысячи забавных экземпляров привлекает внимание небольшая витрина, в основном заставленная открытками. Здесь зайцы уже не просто трогательные символы религиозного праздника, а идеологическое оружие. Зайцы, марширующие в военной форме времен первой мировой войны, зайцы на фоне военных флагов, зайцы с нацистской символикой… К сожалению, в истории слишком много примеров, когда взрослые цинично вмешиваются в мир детских фантазий, используя его в своих целях.
Ксения НОСОВА
Мюнхен
Комментарии