search
main
0

Почему я плохая мама?

Так ли это на самом деле

Педагог-психолог призван не только сопровождать воспитанников в образовательном процессе, но и консультировать родителей по вопросам воспитания и обучения детей, заниматься вопросами психологического просвещения родителей. Психолог знакомит родителей воспитанников с возрастными новообразованиями, психофизиологическими особенностями детей в каждый возрастной период, помогает найти индивидуальный подход к ребенку, преодолевать возрастные кризисы и поведенческие нарушения у детей, оказывает помощь при адаптации детей к новым социальным условиям.

Одним из важных вопросов при консультировании является коррекция детско-родительских отношений. В рамках данного вопроса все чаще на консультацию к психологам образовательного учреждения стали обращаться женщины, считающие, что недостаточно хорошо справляются с ролью матери. Часть из них страдают из-за внутреннего конфликта: хотят самореализоваться в профессии, но понимают, что самореализация часто связана с уменьшением количества времени пребывания со своими детьми. По этому поводу матери часто испытывают чувство вины из-за понимания, что профессиональная деятельность привлекает их не меньше, чем воспитание детей. Такие матери чувствуют усталость от общения с детьми, тяготятся этой ролью. Другая часть женщин, может быть, и хотели бы проводить больше времени в семье, но вынуждены работать в силу разных обстоятельств.

Раньше в семье существовало четкое разделение функций: мужчина содержал семью, его основная деятельность протекала вне семьи, а женщина занималась домом, хозяйством и детьми. Женщина понимала, что от нее ожидают. Она занималась обустройством семейного очага, была внимательной и заботливой матерью.

Социальные изменения, которые происходят в обществе, расшатали традиционные представления о роли женщины в семье. Женщина стала работать, развиваться профессионально, реализовываться на работе. Зачастую за ней сохранились и другие функции, которые она продолжает осуществлять: ведение хозяйства, воспитание детей. Современная культура предъявляет к родителям повышенные требования по вопросам воспитания и образования детей, выполнение которых требует значительных усилий. Все это увеличивает нагрузку на женщин. Усталость, истощение, повышенная занятость на работе способствуют невротизации личности женщины, усиливают ее внутренний конфликт.

Консультирование родителя по данной проблеме в нашей образовательной организации строится по определенному алгоритму:

  1. На первом этапе мы проясняем проблему, помогаем женщине сформулировать желаемый результат, направляем внимание родителя на поиск имеющихся ресурсов, актуализируем ресурсное состояние, используя методы НЛП. Когда у родителя появляются определенность, понимание своего состояния, чувство тревоги уменьшается.
  2. На втором этапе консультирования мы работаем с осознаванием чувства вины и трансформируем его методами гештальт-терапии. Женщина понимает, что чувство вины является аутоагрессией и связано с нашими интроектами. Это позволяет родителю прояснить свои чувства, разрешить внутриличностный конфликт. Данный этап заканчивается проведением релаксации.
  3. На третьем этапе консультирования родитель готов к тому, чтобы сформулировать альтернативные пути достижения желаемого результата. У женщины повышается самооценка, снижается тревога, она все больше обнаруживает, что справляется с ситуацией, может ее контролировать.

Елена ПЕТРИЧЕНКО, педагог-психолог школы №1194

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте