В последние годы принято считать, что образование начинается с первого класса. Однако представление ребенка о мире, нравственные качества и черты характера начинают формироваться задолго до школы, с 3 лет и раньше. А это как раз тот возраст, когда дети посещают детские сады. Именно здесь малыш учится жить в коллективе, привыкает к труду. У него начинают развиваться умственные и художественные способности. Дошкольное образование – та основа, на которой строится дальнейшее обучение и воспитание ребенка.
В девяностые годы в связи с резким падением рождаемости и значительным сокращением финансирования многие детские сады закрылись. В их зданиях разместились офисы, мастерские, игровые залы и магазины. Лучшие воспитатели уволились, потому что их зарплата оказалась меньше прожиточного минимума.
Сегодня ситуация меняется. Рождаемость постепенно растет. Реформирование школьного образования требует лучшей подготовки детей к школе. Но задачи, которые стоят перед дошкольным образованием, не могут решаться, потому что эта система, считавшаяся когда-то одной из лучших в мире, находится в упадке. Это хорошо понимают профсоюзные лидеры, сами воспитатели, школьные учителя. Чтобы изменить такое положение, обратить внимание местных и федеральных властей на проблему, Марийский республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки при участии Министерства образования Марий Эл организовал этой весной специальный пленум, посвященный положению работников дошкольных учреждений. Они же выступили с инициативой провести единое по всей России собрание на эту тему.
Участники пленума обрисовали полную картину положения дел в этом звене образования, поставили проблемы, и их услышали представители власти, присутствовавшие на заседании.
Председатель республиканского комитета профсоюза Людмила Пуртова сделала обстоятельный доклад, который и вызвал горячее обсуждение.
Она подчеркнула, что именно с детского сада начинается обучение ребенка, что дошкольные учреждения – фундамент всей системы образования, интеллектуальный ресурс нации. Между тем, квалифицированных специалистов здесь катастрофически не хватает, особенно в сельской местности. Нередко в садиках работают люди, которые не имеют даже среднего педагогического образования.
Людмила Васильевна считает, что только повышение квалификации и переподготовка кадров, укрепление их социального статуса, материального обеспечения, улучшение условий труда позволят выполнить все требования сегодняшнего времени.
В Марий Эл сложился комплекс профессионального образования и подготовки педагогов для детских садов. В него входят Марийский государственный институт имени Н.К.Крупской, Марийский институт образования, Оршанский педагогический колледж имени И.К.Глушкова. На этом колледже, по словам Людмилы Пуртовой, держится в значительной мере система дошкольного образования, особенно на селе, куда направляются большинство его выпускников.
Об этом же говорила на пленуме директор педагогического колледжа Светлана Яровикова:
– Ежегодно мы набираем одну группу студентов из бывших одиннадцатиклассников. Они получают специальности «воспитатель детского сада», «руководитель изобразительной деятельности», «воспитатель дошкольников с недостатками речевого развития». В колледже созданы хорошие условия для подготовки музыкальных руководителей. В учебный процесс внедряются современные технологии, в том числе метод социального проектирования.
Последние три года четко отслеживаются трудоустройство и дальнейший профессиональный рост каждого выпускника. Это не только зафиксированная на бумаге судьба бывших студентов, но и личное внимание руководителей колледжа к любому из них.
Светлану Яровикову огорчает, что часто остаются невостребованными узкие специалисты – например, руководители музыкального и физического воспитания.
О проблеме подготовки педагогов для детсадов говорила также ректор Марийского института образования Светлана Домрачева.
Продолжая тему, Людмила Пуртова с сожалением заметила, что происходит коммерциализация курсов, и это делает их менее доступными. Такая ситуация ставит перед муниципалитетами, органами образования задачу: находить средства не подготовку и переподготовку воспитателей.
По мнению председателя республиканского комитета профсоюза, в каждом муниципалитете должна быть разработана программа закрепления молодых кадров на местах и дальнейшего их образования.
Каждая проблема, которую называла Людмила Васильевна, была вопиющей, и ранжировать их нельзя, потому что любая может стоять на первом месте. Среди этих проблем – отсутствие жилья. Молодые специалисты увольняются из-за невозможности получить квартиру, отсутствия материального стимулирования. Поэтому в докладе прозвучало предложение, адресованное муниципальной власти: доплачивать молодым специалистам в первые три года работы, обеспечивать их социальным жильем.
Конечно, на пленуме говорили о том, что уже сделано, что можно использовать, чтобы развивать дошкольное образование сегодня, когда рождаемость в республике повышается, а очереди в детские сады растут. Было высказано сожаление, что «в программу действий федеральных органов по демографическому развитию страны пока не включены меры, направленные на развитие сети дошкольных учреждений, подготовки для них специалистов».
Министр образования Республики Марий Эл Галина Швецова тоже остановилась на той ситуации, которая возникла в начале 90-х годов, когда произошло значительное сокращение количества детских садов. До 1997 года их число уменьшилось на 167, а количество воспитанников – на 29983 ребенка. И хотя за последние двенадцать лет детей, посещающих дошкольные учреждения, стало на 12% больше, очередников сегодня насчитывается 6213 человек.
Основной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие дошкольного образования, Галина Николаевна считает недостаточное финансирование, отсутствие учебного оборудования, компьютерной техники, низкую квалификацию воспитателей.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» главы администраций Горно-Марийского, Звенигородского, Куженерского, Оршанского, Параньгинского районов и городов Волжск, Козьмодемьянск выделили гранты восьми учреждениям дошкольного образования, а также финансовую поддержку четырнадцати лучшим педагогам.
Галина Николаевна сообщила, что обеспечению малышей детсадами призвана способствовать республиканская целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы». Планируется возврат перепрофилированных садиков на 820 мест, строительство 12 новых, а также начальных школ-детсадов на 1150 мест. Намечено охватить 70% малышей в возрасте от полутора до 6,5 лет. Будут открыты дошкольные группы при школах.
О тех же и других проблемах говорили участники пленума. В частности, воспитатель детского сада Валентина Семенова не могла не затронуть такой важный вопрос, как материальное положение всех работающих в дошкольном образовании:
– Мы социально не защищены. У нас самая низкая зарплата в отрасли. Так, ставка начинающего воспитателя составляет 1888 рублей, а младшего – 1380 рублей. Мы считаем, что это не только не дает возможности для нормальной жизни, но и унижает достоинство человека. В последнее время в группах становится все больше детей, норма превышается в полтора раза и более. Однако эта дополнительная нагрузка не оплачивается.
О том же говорила член родительского комитета Елена Земскова:
– В группе, которую посещает моя дочь, несколько месяцев работает только одна воспитательница, она находится с детьми с 7 до 18 часов ежедневно. И хотя у нее высшее образование, высшая категория и большой стаж, ее зарплата всего 2,5 тысячи рублей.
– Учителю начальных классов очевидны все проблемы дошкольного образования, – заметила педагог Резеда Романова. – О них можно судить по уровню подготовленности малышей к школе. Воспитатели, которые передают мне детей для последующего обучения, живут намного труднее, чем школьные учителя. Им приходится подрабатывать сторожами, мыть коридоры и игровые комнаты вместо уборщиц.
Во многих выступлениях шла речь о роли воспитателя детского сада в дальнейшем обучении и становлении каждого ребенка.
– Не пора ли признать, что дошкольное воспитание – самый уникальный период в жизни человека? – спрашивает коллег Людмила Волкова, председатель Параньгинской районной организации профсоюза. И отвечает: это то время, когда формируется здоровье ребенка, развиваются его ум и чувства. Без этой основы малышу будет трудно учиться в школе.
С ней согласна Ирина Леонтьева, музыкальный работник детсада №6 поселка Приволжский. Она считает, что дети будут нормально расти и развиваться, если педагоги учитывают их природные возможности и особенности.
Через все выступления прошла мысль о том, что очень многое зависит от личности воспитателя, его любви к детям, его творческого отношения к своим обязанностям.
Еще одна проблема: скудная материальная база – старые здания, нуждающиеся в основательном ремонте, отсутствие современных развивающих игр. Нынешний век с его высокими технологиями совсем не ощущается во многих детских садах. Об этом говорила родительница из Йошкар-Олы Елена Земскова.
Председатель профсоюзного комитета одного из районов республики Елена Семахина рассказывает, что в их сельском районе под детские сады заняты обычные деревенские избы. Это даже не прошлый, а позапрошлый век. В таких детских садах нет воды и канализации, нет просторных и светлых комнат.
VI пленум Республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки можно назвать в какой-то степени историческим, потому что после него отношение к дошкольному образованию в Марий Эл реально должно измениться. Об этом свидетельствовало присутствие на пленуме трех депутатов Государственного собрания Марий Эл, председателя Профобъединения Республики Ольги Цветковой, ведущего специалиста Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марины Степиной.
Марина Николаевна в своем выступлении отметила высокую степень заинтересованности всех участников и гостей в коренном улучшении образования. Судя по обсуждению, каждая руководящая структура республики готова решать поставленные пленумом задачи. Марина Степина особо подчеркнула, что дошкольное воспитание реагирует на все изменения в обществе и сфере образования. Это, скажем, и демографическая ситуация в стране, и высвобождение педагогических кадров в связи с уменьшением количества школьников. Оставшихся без работы учителей можно использовать в качестве воспитателей детских садов, если там будут улучшены условия труда.
Заместитель председателя Государственного собрания Марий Эл Валентина Злобина поблагодарила участников пленума за то, что четко обозначили проблемы. По многим из них будут приняты меры, которые приведут к кардинальным изменениям.
Председатель Профобъединения Республики Ольга Цветкова сообщила о первых шагах муниципальной власти по повышению зарплаты воспитателей. В городе Козьмодемьянске за счет собственных средств она была поднята сначала на 7%, а с 1 апреля – еще на 3%.
Сейчас решения пленума обсуждаются в районах. Изыскиваются средства, разрабатываются программы. И это вселяет уверенность, что VI пленум стал тем стартом, с которого началось совершенствование дошкольного воспитания, что оно действительно станет сильным звеном, скрепляющим всю систему образования.
Республика Марий Эл
Комментарии