search
main
0

Почему в России не хватает учителей: о причинах и путях решения проблемы высказались эксперты

Известно, что в настоящее время в России наблюдается дефицит учителей. В чем причина нехватки педагогических кадров, и как решать эту проблему, разбирались эксперты.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Сегодня труд педагога в стране оценивается на уровне рабочего средней квалификации. Эксперты разбирались, в чем причина дефицита учителей в стране, и как его восполнить. Критичной нехватки педагогов в школах страны хоть и не наблюдается, однако проблемы существуют и пока их решить не удается. Молодые специалисты в школу идут без большого энтузиазма. Как предполагают эксперты, причиной остается отсутствие достойной зарплаты – школьная ставка оценивается наравне с рабочим средней квалификации.

Нехватка в регионах

Одной из значимых задач в преддверии нового учебного года является ликвидация кадрового дефицита. В частности, в Ульяновской области в штабе по комплексному развитию заявили о нехватке в школах 595 учителей— это 3,7% от общего числа педагогических работников. Особенно не хватает их в крупнейших городах области – 230 в Ульяновске и 47 в Димитровграде. В трех крупнейших районах региона требуется по несколько десятков педагогов. Больше всего нужны учителя русского языка и литературы, иностранного языка, математики и начальных классов. Проблему стараются решить, привлекая студентов-старшекурсников педагогического университета, учителей по совместительству и педагогов в рамках проекта «Земский учитель» — по нему с 2020 года удалось привлечь лишь 37 педагогов.

По мнению директора научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Бориса Илюхина, дефицит 595 учителей в Ульяновской области близок к среднероссийскому показателю нехватки кадров. При этом реально не хватать может большего количества учителей, поскольку в статистической отчетности не учитывают нагрузку конкретного педагога.

Кроме того, подобные формы школы нередко заполняют «по инерции», не учитывая тех, кто ушел из школы или пришел работать. Проблему можно было бы решить созданием единого реестра учителей школ, однако сегодня такого инструмента нет. Учителей не хватает практически в каждом регионе страны, и довольно неравномерно.

Сколько учителей не хватает в России

Согласно данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в России не хватает почти 3,1% учителей школ. Особенно дефицит наблюдается в сельских малокомплектных образовательных организациях. Там по отдельным предметам нагрузка может быть совсем небольшой, и учителю приходится вести от 3 до 8 предметов.

Судя по данным статистического сборника Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ из серии «Индикаторы образования», вышедшего в 2023 году, общая укомплектованность школ составляет 96,9%. В школах не достает 2% учителей русского языка и литературы, а дефицит педагогов по ОБЖ составляет 4,1%. Нехватку кадров решают совмещением.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

В Минпросвещения заявили, что школы комплектуются педагогами стабильно, этот процесс не имеет негативной динамики. Нынешним летом в ведомстве предложили готовить будущих педагогов для работы в средней школе и в колледжах. Как отметил педагог из Нижегородской области, активист профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, это не решит проблему, ведь выпускников вполне достаточно из педагогических вузов – они не идут работать в школу. Сегодня молодому педагогу в Нижегородской области, работающему не на одной ставке в 18 часов, а взявшему на себя 25 часов (5-6 уроков в день), будут платить около 20 тыс. рублей, а то и меньше, пояснил он.

Программы поддержки учителей могут быть эффективными, но они действуют ограниченно. Например, по программе привлечения молодых специалистов, которая существовала в Нижегородской области в 2005—2016 годах, молодые учителя получали жилье и автомобиль при трудоустройстве на работу в сельских районах. В то время педагогический состав заметно пополнился. Однако по окончании программы поток стал меньше, а после 10 лет работы учителя стали переезжать в город.

В российских школах наблюдается проблема старения педагогического состава. По данным Минпросвещения, к началу учебного года – 2022/23, в России работало 1,3 млн педагогов, из них почти 190 тыс. — младше 30 лет, почти 410 тыс. — в возрасте от 30 до 45 лет, 537 тыс. — в возрасте от 45 до 59 лет. Еще 187 тыс. — учителя старше 60 лет. Предположительно, к 2029 году в школах будет работать не более 6% учителей моложе 30 лет.

При этом ведомство говорит о росте интереса молодежи к профессии учителя. В прошлом учебном году по педагогическим специальностям выпустили более 62 тыс. дипломированных специалистов. В Минпросвещения говорят о разносторонней поддержке педагогов: единовременных и ежемесячных выплатах, грантовой поддержке, бесплатном повышении квалификации, о наличии льгот в регионах на приобретение недвижимости и т.д.

Квалификационный провал

Как отметила председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова, невысок приток молодежи и ее закрепленность, ведь базовый оклад зависит от средней зарплаты по региону. Этот уровень очень разный. У педагогов большая нагрузка.

В среднем большинство учителей трудятся 24–27 часов в неделю, это составляет 1,35–1,5 ставки, некоторые берут 1,5 ставки и выше, что их перегружает. И даже в таких условиях педагогов не хватает. Учителей относят к группе высшей квалификации, при этом их часовая ставка остается ниже, чем у работников в других сферах. В частности, она на 30% меньше ставки работников здравоохранения. Выходит, что ставка педагога составляет всего 312 рублей – на уровне зарплаты часового рабочего средней квалификации, у него средняя ставка составляет 314 рублей, заявила эксперт. В такой ситуации стоит говорить о квалификационном провале и несоразмерности оплаты труда в образовании. Со стороны государства нужны решительные меры. В сельской местности на проблемы с зарплатой накладываются еще и проблемы слабо развитой инфраструктуры.

Фото: pexels.com

Для примера: всего в 250–300 км от Москвы качество интернета в сельской местности отвратительно. В Сети выложен значительный образовательный контент, но он плохо доступен из-за плохой связи. Многие школы нуждаются в капремонте и отапливаются дровами. В сельской местности, к тому же, сокращается население. Все это отражается на желании педагогов идти в школу.

Что делать

Эксперты, как пишут «Известия», предлагают повысить зарплату педагога до уровня специалиста высшей квалификации – как минимум на 30% каждому учителю. В настоящее время целевые значения зарплаты в нормативах на практике не реализуются из-за коэффициентов выравнивания, сокращающих расходы бюджета. По этой причине деньги для зарплаты учителям нередко идут на обслуживание зданий и школьных территорий. Это снижает стимулирующие надбавки и зарплату. Регулировать оплату труда, по мнению ряда экспертов, нужно на федеральном уровне, субъекты не смогут справиться самостоятельно из-за ограниченности бюджетов. Есть также мнение, что проблему дефицита кадров поможет решить комплексная долгосрочная программа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

  • 25 июля, 2023 в 21:53

    Платите деньги, и люди появятся. Хотят, чтоб работали за дорма. Я, москвич, 2 года не могу найти свободную вакансию учителя, где зарплата от 87 тыс. Предлагают ехать в Брянск, снимать жилье, получать ,при этом, зарплату в 18 тыс.

Новости от партнёров
Реклама на сайте