Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации деятельностного подхода к обучению. Один из инструментов достижения планируемых результатов – в системе оценки перейти от модели контроля к модели обеспечения качества. Поэтому сегодня МЦКО, выстраивая региональную систему оценки качества образования, ориентируется не столько на контроль, сколько на выявление проблемных зон для сигнала образовательной организации.
Все знают, что требования к образовательным результатам предъявлены в ФГОС общего образования в трех категориях: личностные, метапредметные и предметные. Именно метапредметные результаты рассматриваются как приоритетные, поскольку эффективность обучения определяется способностью учащихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, использовать их при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Определение метапредметных результатов образования позволяет нам выделить два направления для последующей диагностики: межпредметные понятия и их использование в различной деятельности; универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и их применение. Межпредметные понятия можно рассматривать как аспект содержательных межпредметных связей. Под межпредметными понимаются понятия, находящиеся на стыке различных учебных предметов, выполняющие функцию формирования наиболее общей системы знаний. МЦКО имеет опыт разработки контрольных измерительных материалов, проверяющих сформированность межпредметных понятий для предметов гуманитарного (например, личность, общество) и естественно-научного циклов (например, энергия, вещество). Понятие «универсальные учебные действия» (УУД) послужило развитием ранее существовавшего понятия «общие учебные умения, навыки и способы деятельности». Анализ УУД позволяет выделить группы умений, сформированность которых может быть проверена при помощи соответствующих контрольных измерительных материалов в письменной или компьютерной форме. Но есть также группы, для которых необходимо создание специализированных процедур, в основном базирующихся на наблюдении за деятельностью учащихся. Почти все умения из блока «Познавательные универсальные учебные действия» могут быть проверены при помощи письменных заданий, исключение составляет освоение основ реализации проектно-исследовательской деятельности. Из блока «Коммуникативные универсальные учебные действия» небольшая часть умений может частично проверяться при помощи измерителей письменного характера. Например, владеть письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание, а остальные – лишь в рамках специально организованных процедур наблюдения за деятельностью обучающихся. Эффективная оценка сформированности умений из группы «Регулятивные универсальные учебные действия» возможна лишь в условиях наблюдения за специально организованной деятельностью обучающихся.В МЦКО в течение последних лет разработан банк заданий для оценки метапредметных (познавательных) умений с применением бланковой и компьютерной технологии. Для оценки сформированности регулятивных и коммуникативных умений используется технология наблюдения за выполнением группового проекта. Одна из важнейших задач проведения региональной метапредметной диагностики – формирование общего понимания содержательной и критериальной базы оценки образовательных результатов учащихся. Для этого все педагоги вовлекаются в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой. При разработке контрольных измерительных материалов для диагностики метапредметных (познавательных) умений учитывается возрастная группа обучающихся: с увеличением возраста усложняется контекст заданий, изменяется тип заданий, разрабатываются задания под более сложные действия. Контролируемые универсальные учебные действия, выделенные в блоки в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, стали основой Кодификатора метапредметных умений МЦКО. На сегодняшний день в МЦКО разработан инструментарий, позволяющий проводить оценку метапредметных результатов на всех уровнях общего образования. Это комплексная диагностика сформированности метапредметных (познавательных) умений, диагностика сформированности читательской грамотности, естественно-научной и математической грамотности. Разработан инструментарий для межпредметной диагностики по естествознанию и математике, для межпредметной диагностики по предметам социально-гуманитарного цикла. В рамках реализации проекта «Полезная информатика» разрабатывается инструментарий для диагностики ИКТ-компетентности. Инструментарий для диагностики коммуникативных и регулятивных УУД в проектной деятельности предназначен для использования в рамках внутренней системы оценки качества образования. Нельзя не отметить рост числа участников метапредметной диагностики. В 2017 учебном году количество участников выросло более чем в два раза. Показательно то, что растет внимание школ к диагностике коммуникативных и регулятивных умений в проектной деятельности, которая проводится в рамках ВСОКО. Что дает школе метапредметная диагностика? Почему она вызывает такой интерес?Именно она может выявить, что должно стать приоритетом в обучении, и тогда слаженная работа коллектива учителей, работающих в классе, обеспечит ребятам достижение главного комплексного умения – умения учиться. Анализ результатов диагностики читательской грамотности в 4-х и 10-х классах определяет направления работы команды учителей-предметников по развитию навыков смыслового чтения. И здесь следует уделять внимание работе с текстами естественно-научного содержания и информационными несплошными текстами, что будет способствовать развитию очень важных умений: применять информацию из текста при решении учебно-практических задач, высказывать оценочные суждения на основе текста и отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. Диагностика естественно-научной грамотности подсказывает учителям, что нужно учить ребят формулировать выводы и находить аргументы, их подтверждающие, планировать этапы исследования и находить подходящие способы измерения. Каждый педагог на материале своего предмета может научить сравнивать объекты, переносить предметные знания в ситуации жизненного характера. Диагностика грамотности в области ИКТ показывает, как важно дать обучающимся инструменты осуществления поиска и структурирования информации, оценивания ее достоверности. Отметим, что выполнение заданий в компьютерной форме по сравнению с бумажной дополнительных трудностей не вызывает, поэтому целесообразно широко применять технологию компьютерной онлайн-диагностики. МЦКО в ближайшее время планирует развитие системы оценки метапредметных результатов освоения образовательных программ. Для того чтобы каждый учитель видел зону своей ответственности за формирование метапредметных результатов, планируется постепенный переход к комплексной оценке: включение в предметные диагностики заданий, оценивающих сформированность универсальных учебных действий (логических, по работе с информацией и текстами, на методологию и решение проблем и т. п.). Планируется развитие инструментария для проведения комплексных диагностик метапредметных (познавательных) умений как показателя готовности к обучению на следующем уровне: на старте, в 5-м и 10-м классах. Такую диагностику можно проводить в рамках региональной процедуры с использованием компьютерных технологий или в ходе внутришкольной оценки через ресурс «Мои достижения». Учитывая международные подходы к оценке качества образования, мы планируем развитие инструментария для оценки функциональной грамотности по различным направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, решение проблем. Ведется разработка инструментария для оценки креативности и критического мышления. В современной педагогике пока сложилось лишь общее понимание того, что школа должна развивать в обучающихся креативность и формировать критическое мышление. Однако эти умения не описаны настолько точно и однозначно, чтобы можно было их операционализировать, разработать соответствующие валидные измерительные материалы и предложить адекватные технологии для мониторинга. В этом направлении мы рассматриваем технологию наблюдения за выполнением индивидуальных творческих заданий или групповых проектов и исследовательских работ. Ведение учителем соответствующих карт наблюдения за деятельностью учащихся позволит оценить способность выдвигать оригинальные идеи и решения, критически оценивать свои и чужие идеи и решения и т. п.Если мы говорим о повышении результатов наших школьников в международных исследованиях естественно-научной грамотности, о необходимости развития предпрофессионального образования, то самое время продолжать разработку инструментария для проверки формирования методологических знаний и экспериментальных умений с использованием реального оборудования. Задания, выполняемые на реальном оборудовании, можно использовать уже в 4-х классах, включая наблюдение и описание процесса, проведение простейших прямых измерений. Оптимально проведение таких диагностик для параллели 8-х или 9-х классов, когда изучаются все предметы естественно-научного цикла – биология, физика, химия. Как отдельное направление в этом блоке – экспериментальные диагностики для инженерных классов. Инструментарий в данном случае может опираться на оборудование, поставляемое в школы с предпрофессиональными классами. Мы надеемся, что полноценное использование инструментов независимой метапредметной диагностики позволит школам выстроить эффективную систему формирования метапредметных результатов освоения образовательных программ и позволит московским школьником уже сейчас демонстрировать владение компетенциями будущего!Елена ЗОЗУЛЯ, заместитель директора МЦКО по вопросам оценки качества образования
Комментарии