search
main
0

Почему у наших судов низкий рейтинг Защита прав человека: роль общества и государства

Вот уже более сорока лет, с тех пор как была принята Всеобщая декларация прав человека, идет процесс совершенствования институтов и процедур воплощения и защиты прав человека. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути неопровержимо доказал, что без обеспечения этого невозможны сама демократия, правовое государство и социально-экономическое процветание. Состояние дел с правами человека в каждой стране зависит от уважения и соблюдения принципов взаимоотношений человека и государства, признанных международным сообществом, от их воплощения в национальном законодательстве, самой системы и процедур защиты прав человека. В свою очередь, способы совершенствования законодательства и институтов и процедур защиты прав человека определяются во многом трудностями и проблемами, стоящими на пути к достижению цели.
Механизм защиты прав человека включает: судебную защиту; несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.
Судебная система – одна из центральных в защите прав и свобод человека. Однако суд еще не стал защитником прав человека, гарантом правопорядка в обществе.
На этом пути немало препятствий. Общеизвестно бедственное материальное положение судов. Из-за недостаточного финансирования и бюрократических препон реформа до последнего времени осуществлялась крайне медленно. Многие суды по-прежнему размещены в неприспособленных либо плохо приспособленных помещениях. Даже канцелярских принадлежностей не хватает. Нет средств на оплату телефонной связи. Все это приводит к затяжке рассмотрения дел. Многие подсудимые, в том числе несовершеннолетние, ожидают месяцами, а порой и годами судебного разбирательства. Каковы же причины пробуксовывания нашей судебной системы?
Одна из главных причин – финансовый кризис в нашей стране. Вопреки федеральному закону суды находятся на содержании региональных властей, и все зависит от того, дадут ли деньги, помещения и т.п. местные власти или не дадут. Элементарное отсутствие финансовой независимости делает их чрезвычайно зависимыми не только от властей, местных руководителей, но и от отдельных граждан. Если к этому добавить то, что судьи не защищены от граждан, которые легко и решительно прибегают к средствам насилия, то мы получим весьма печальную картину. Да, зарплату судьям повысили, но по разным причинам огромная нехватка кадров сохраняется. Судей просто не хватает. Количество дел, которые им необходимо рассматривать, чудовищное. Поэтому когда судья отказывает в рассмотрении жалобы при обращении гражданина, то это не всегда потому, что он не хочет.
Законодательно деятельность судей тоже не совсем обеспечена. Наконец-то настала очередь судебной реформы, которая установит более или менее единую систему, с одной стороны, и, с другой стороны, права и обязанности судей и судов. Наконец-то у нас решили создать институт мировых судей, чтобы немножко разгрузить и суды, и граждан. Кто может назвать, где существуют мировые судьи? Их практически нет. Для этого нужны ресурсы. Прекрасная идея – мировые судьи, все ее поддерживали – и юристы, и законодатели. Но наше общество, все ветви власти – и законодательная, и исполнительная – ну никак не найдут деньги на ее реализацию.
Однако главная причина низкой эффективности правосудия – незнание, непонимание людьми задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий их престиж. В суды обращаются редко, боясь многодневных хождений, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться там правды. Несмотря на применение Закона “Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г., число жалоб и заявлений, подаваемых в суды, не превышает 40 тысяч в год. И это в стране с населением почти 150 миллионов!
Нельзя не сказать и об отсутствии у населения реального доступа к правосудию. Право на судебную защиту предусмотрено ст.46 Конституции Российской Федерации. Однако в настоящее время районные суды, компетенция которых включает 95-97 процентов уголовных и гражданских дел, а также многие дела об административных правонарушениях, обслуживают территории с большим числом жителей (300-400 тыс.) или весьма обширные по своей протяженности. Они чрезмерно перегружены и не в состоянии с необходимой тщательностью разбираться в огромном потоке поступающих жалоб и исков. Нехватка судей приводит к отказам под разными предлогами принимать жалобы и заявления граждан. Рассмотрение дел в районных судах затягивается на долгое время, что рождает у людей неверие в эффективность судебной защиты.
Назрела необходимость в проведении системы мер, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия.
Для обеспечения доступа граждан к правосудию надо в соответствии с федеральным законом учредить во всех субъектах Федерации первичные, наиболее приближенные к населению звенья судебной системы – мировых судей, которые обслуживают небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек. Важно не только без промедления учредить мировых судей, но и обеспечить материально и организационно их деятельность.
Важным инструментом повышения качества правосудия могло бы служить включение в программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров судебных, прокурорских и следственных работников, теоретико-прикладной дисциплины “Права человека”.
Для обеспечения прав граждан необходимо совершенствовать оказание юридической помощи населению. Основная доля такой помощи приходится на адвокатуру. У нас юридической помощью люди стали пользоваться в соответствии с уровнем дохода. По данным, которые мы получили, примерно 40 процентов граждан в действительности квалифицированной юридической помощью фактически не могут пользоваться.
Решение этой проблемы возможно при условии создания государственного страхового фонда, обеспечивающего оплату труда адвокатов, а также путем снижения размера налоговых выплат (их введение в начале 1997 г. тотчас сказалось на заработках адвокатов, заставляя их увеличивать размеры гонораров, т.е. в конечном счете ударило по карманам граждан, нуждающихся в юридической помощи). Возможно и создание муниципальной (социальной) адвокатуры. Целесообразно проанализировать и использовать зарубежный опыт оказания населению бесплатной юридической помощи.
В России в соответствии с рекомендациями Экономического и социального совета ООН уделяется определенное внимание развитию и совершенствованию институтов несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнить судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы.
Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (“Парламентский омбудсмен”), Прокуратура Российской Федерации, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, иные комиссии при Президенте Российской Федерации, Администрация Президента и Правительства Российской Федерации, Министерство юстиции и иные министерства и ведомства Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Но ресурсы, которыми обладает этот институт, пока минимальны.
Федеральный конституционный Закон “Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации” предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Такие должности учреждены пока менее чем в десяти субъектах Федерации. В ряде субъектов Федерации продолжается подготовка проектов законов об Уполномоченном по правам человека.
Наличие в субъектах Российской Федерации комиссий и комитетов по правам человека при главе исполнительной власти или при законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации не является юридическим препятствием для учреждения в них института Уполномоченного. К тому же объем и острота нерешенных проблем в области прав человека в субъектах Федерации и в стране в целом столь велики, что с ними можно справиться лишь совместными и взаимодополняющими усилиями правозащитных правительственных и неправительственных институтов и организаций. В этой связи одним из важнейших направлений работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является взаимодействие с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Комиссиями по правам человека, образованными в субъектах Федерации.
Целесообразно создание и специализированных институтов Уполномоченных, например, по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, и т.д. О плодотворности таких институтов свидетельствует опыт зарубежных государств, в особенности Швеции и Федеративной Республики Германии.
Институт Уполномоченного должен быть построен на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, укрепления доверия между государством и гражданином, обеспечения высоких стандартов компетентности, справедливости и эффективности при применении законов.
Полномочия и новый состав Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации были определены Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводит специальные исследования. Комиссия составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их Президенту Российской Федерации; вносит Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Комиссия анализирует законодательство Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, участвует в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы, для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Она рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также проверяет по поручению Президента Российской Федерации либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую международную опасность.
При осуществлении своих полномочий Комиссия взаимодействует с органами государственной власти и с правоохранительными органами, с общественными объединениями и средствами массовой информации. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает заключения и рекомендации, которые направляются в соответствующие законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, в чью компетенцию входит решение этих вопросов. В необходимых случаях информация о рассмотренных вопросах и принятых решениях доводится до сведения Президента Российской Федерации.
В настоящее время комиссии по правам человека созданы более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Проведенное Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации эмпирическое исследование (при содействии Института сравнительных социальных исследований) и конференция с участием руководителей комиссий по правам человека субъектов Федерации показали большой разброс в количественном и качественном составе этих комиссий, формах и интенсивности их деятельности. Так, несмотря на рекомендации Федеральной комиссии по правам человека, почти в 40 процентах комиссий по правам человека в субъектах Федерации в состав этих комиссий включены лишь по одному или ни одного лидера правозащитного движения. По мнению 56 процентов членов этих комиссий, материально-технические и организационные возможности этих комиссий неудовлетворительны.

Вильям СМИРНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте