Диалог – один из инструментов развития мышления. Во время качественного диалога можно учить и учиться думать, формулировать и доносить свои мысли до собеседника, придумывать идеи. Умение договариваться – важная компетентность современного человека. Но как научить этому ребенка? Как самим научиться обсуждать с ним сложные вопросы? Как сделать диалог средством развития мышления? Один из ответов – научиться задавать детям хорошие и разные вопросы.
Задать вопрос – это значит обнаружить сферу своего незнания, исследовать, удивиться. Может показаться, что дети и сами постоянно задают много вопросов, порой слишком много… Считается, что они от природы активны и любопытны. Но исследования, например Ж.Пиаже, показывают, что далеко не все детские вопросы отражают подлинную любознательность и говорят о высокой познавательной активности. Так что важная задача взрослого – преобразовывать натуральную детскую вопросительность в культурное умение задавать вопрос, то есть обнаруживать возможность для исследования и открытия там, где она была неочевидна для других.
Какие же вопросы задавать детям, чтобы развивать их мышление и способность к вопрошанию?
Самая простая категория – вопросы на запрос информации. Мы слышим их чаще всего от педагогов и родителей. В эту категорию попадают все вопросы, когда мы спрашиваем что-то, что ребенок уже знает или может с очевидностью заметить в окружающей действительности. Например, «Что это?», «Кто тебе звонил?», «Ты взял сменку?», «Когда у Кати день рождения?», «Что давали на полдник?», «Тебе сегодня делали замечания?», «Какое сейчас время года?».
Как правило, на такие вопросы дети отвечают быстро, здесь не требуется истинного размышления. Хотя у маленьких детей могут возникать некоторые сложности. В ситуации затруднения помощь взрослого обычно состоит в назывании предметов или явлений, напоминании, подсказке источника информации. Например, ребенок может не знать, какой сегодня день недели, а взрослый подскажет, что можно посмотреть на календаре. Несмотря на простоту, это важная категория вопросов. Ребенок учится концептуализировать, сосредоточиваться, выбирать. Эти вопросы могут помочь обратить внимание ребенка на то, чего он не замечал раньше.
Важно, чтобы вопросы этого типа не были единственными, с которыми ребенку приходится иметь дело, не превращались в опрос и проверку знаний. Задавайте вопросы с интересом и обязательно делайте паузу, оставляя ребенку время на размышление и формулировку ответа.
Второй тип – вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей: почему, зачем? «Почему зимой не ездят на велосипедах?», «Зачем пожарные носят шлемы?», «Зачем машине поворотники?» – ответы на такие вопросы требуют размышления о скрытых, неочевидных связях и отношениях в мире. Как и в первом случае, важно не только содержание вопроса, но и техника вопрошания. Не стоит сразу отвечать за ребенка, если он молчит или говорит: «Я не знаю». Например, можно сказать: «Я понимаю, что ты можешь не знать, но ты ведь можешь предположить?» Дайте время подумать, не ждите сразу правильный ответ, обсуждайте гипотезы.
Вопросы на обоснование своей позиции. Так же как и вопросы о причинно-следственных связях, они могут начинаться с «почему». Однако это «почему» не относится к связям объектов и явлений в окружающем мире, а относится к аргументации, обоснованию ребенком своей позиции, своего способа размышления: «Почему ты так думаешь?», «Объясни, почему ты так решил?», «Как ты это заметил?». Эти вопросы особенно важны в диалоге, поскольку позволяют превратить разговор из обмена информацией в ситуацию мышления, где человек должен думать над обоснованием своих слов. Например, предложив ребенку выбор, сразу же спросите: «Почему ты выбрал именно это?» и исследуйте причины его выбора. «Нам лучше пойти пешком или поехать на автобусе? Почему ты так думаешь?», «Ты говоришь, что не хочешь звать Катю. А почему ты так решила?» – именно вопросы на аргументацию позволяют помочь детям обнаружить не только разницу точек зрения, но и разницу в обосновании.
Вопросы на обоснование своей позиции относительно чужой точки зрения. Участники диалога могут соглашаться или не соглашаться не только с идеями, но и с чужими точками зрения на эти идеи. Может быть, вам кажется, что это слишком тонкое различение. Однако уже в 3‑4 года дети могут научиться вырабатывать свое отношение к чужой точке зрения: «Кто согласен с идеей Ани? А кто не согласен?» А в 5‑6 лет они уже могут не только определиться с выбором – согласны они с предложенной идеей или нет, – но и обосновать свое решение: «Кто согласен с Аней? А кто не согласен? Почему ты не согласен, объясни». Принципиально важно, чтобы у детей на самом деле была возможность согласиться или не согласиться, чтобы взрослый никаким образом не показывал, какая точка зрения видится ему правильной, иначе дети будут ориентироваться на то, что может понравиться взрослому.
Вопросы на придумывание. Ситуация вопрошания должна создавать возможности для того, чтобы дети могли осознать неочевидные возможности предметов или явлений, преобразования, неожиданные контексты и отношения. Например: «Как мы можем это назвать?», «Во что может превратиться?..», «Что может быть одновременно горячим и холодным?».
Гипотезы – это особый тип вопросов, которые используются в исследованиях. По сути, это вопросы, но сформулированные как утверждение, которое может подтвердиться или не подтвердиться. Дети начинают искать варианты и способы проверки. Важно, чтобы взрослый не сообщал детям закономерности и последствия, но помогал обнаружить и сформулировать их самостоятельно. Например: «Что будет, если солнце не будет садиться за горизонт по вечерам?», «Утонет ли льдинка?», «Можно ли растопить пластилин?». Этот тип вопросов иногда может напоминать вопросы на придумывание, но важное их отличие в том, что автор вопроса создает ситуацию, с тем чтобы ребенок начал искать варианты, выдвигать предположения и размышлять о способах проверки своих идей.
Понаблюдайте за своей речью и увидите, какие вопросы вы задаете детям часто, а какие мало и почему.
Ирина ВОРОБЬЕВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ
Комментарии