search
main
0

Почему трава зеленая?

TikTok и мемы на уроке

«Почему трава зеленая?» На каком уроке, как вы считаете, учитель может задать детям подобный вопрос? На занятии по предмету «Окружающий мир»? На биологии? Физике? Оказывается, на… обществознании!

В 2009 году героиня этого очерка Екатерина Савичева после окончания школы поступила в Псковский государственный педагогический университет на исторический факультет. Девушка признается: выбор пал на это направление, потому что со школьной скамьи были очень интересны история, обществознание, право. Давались эти предметы легко, воспроизводить материал, видеть причинно-следственные связи не составляло особого труда. Так и поступила на истфак. Но учителем быть не мечтала.

Первые студенческие практики в школе перевернули жизнь Екатерины. Она сделала для себя открытие: труд педагога – дело интересное, живое, творческое. Ни один рабочий день точно не будет похожим на другой!

Педагогической династии у нее не было. Более того, ни один из членов семьи Екатерины не был связан не только с преподавательской деятельностью, но даже с гуманитарным направлением работы. Катюша в этом отношении выделялась из всех родных даже в детстве: математика не давалась ребенку из семьи инженеров и экономистов.

После окончания института, более семи лет назад, молодой педагог Екатерина Олеговна Савичева начала искать работу. Требовался преподаватель обществознания в Псковский кооперативный техникум. Обществознание в техникуме? Это было нечто, не похожее на уроки студенческой практики. Но Савичева согласилась.

– Я знала, что материал преподавать мне будет интересно, он всегда дополняется новыми фактами, явлениями и событиями, происходящими в современном мире. По сей день работаю на этом месте, не разочаровываюсь и убеждаюсь в правильности своего решения, – говорит сейчас Екатерина Олеговна.

Молодая и инициативная девушка стала в техникуме куратором студенческого самоуправления и с головой окунулась в новую жизнь. Одно из направлений работы со студентами – волонтерская деятельность.

Савичева руководит в техникуме штабом волонтеров. Это команда инициативных активистов, готовых в любой момент оказать помощь и поддержку тем, кому это необходимо. Ребята шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в округе техникума. Таковых осталось к настоящему времени двое. Одной бабушке девяносто шесть лет, другой – сто три года.
Ежемесячно в техникуме проводятся акции по сбору продуктов питания, подарков, одежды для фондов, помогающих детям и людям без жилья. Студенты оказывают поддержку приюту для бездомных животных «Лесопилка», организуют уборку помещений для их содержания, помогают с выгулом, собирают корма.

В перечень добрых дел входят и концерты. В частности, стало традицией проведение новогодних утренников для детей сотрудников техникума и воспитанников ГБУСО «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени В.П.Шмитца». Екатерина Савичева, будучи студенткой, училась современным танцевальным направлениям в частной школе. Теперь такой опыт пригодился. И не только в благотворительности: педагог помогает ставить флешмобы студентам, участвует в студенческих TikTok.

Жизнь на одной волне с воспитанниками – пожалуй, отличительная черта молодого преподавателя Савичевой.

– Я считаю, что главная задача в нашем деле – сформировать интерес к своему предмету и теме занятия, – говорит Екатерина Олеговна. – А что интересует большинство современной молодежи?
Правильно: Интернет, соцсети, видеоролики, музыка, общение. В виртуальном пространстве обсуждаются ежедневно самые разные темы – от коронавируса до премьеры кинофильма. И такую погруженность в мир параллельной реальности, как бы мы к этому явлению ни относились, можно использовать в хороших целях. Я именно это и делаю – беру на вооружение положительные стороны социальных сетей. Применяю на своих занятиях мемы, комментарии, видео в стиле TikTok и так далее. Использую современные платформы, такие как Сферум, Kahoot, Google-формы, чаще всего для проверки усвоения нового материала. Разрабатываю тесты, задания для самопроверки. При этом не забываю об алгоритме построения занятия, начиная от «крючка», который зацепит внимание учащихся, и заканчивая закреплением материала. На мой взгляд, это крайне важно – помнить, что урок несет в себе познавательную, образовательную составляющую. Но при этом занятие должно быть интересно ребятам.

«Крючок», на который нужно поймать внимание учащихся в начале каждого занятия, может быть разным. Вот один из примеров.

– Вчера вечером мое внимание привлекло такое объявление! – и на интерактивной доске в аудитории Екатерина Савичева демонстрирует фото, начинающееся словами «Ищу работу».

– С какой областью человеческих отношений это объявление связано? – продолжает развивать свою мысль наставница.

Таким образом, учащиеся не просто читают тему нового занятия «Трудовые отношения» в учебнике, а самостоятельно выводят ее через привлекающий внимание пример.

Материальные предметы цепляют даже самых рассеянных или, на­оборот, слишком активных ребят. Поэтому Савичева приносит на занятия разнообразные вещицы. Например, при изучении темы «Гражданское право» студенты видят на столе преподавателя игрушки – самолет, дом, автомобиль, яхту, лодку, мобильный телефон. Таким образом наглядно демонстрируется разница видов собственности.

Отличный «крючок» для зацепления материалом на уроке, по мнению Екатерины Олеговны, – внезапный вопрос. Лучше всего, если он не будет на первый взгляд связан ни с темой занятия, ни даже с преподаваемым предметом. Например: «Почему трава зеленая?»

Вопрос о зеленой траве Савичева задает при изучении темы «Истина и ее критерии». Казалось бы, никакого отношения к обществознанию он не имеет. Именно поэтому внимание ребят в первую же минуту занятия с успехом привлечено к словам педагога. Чтобы ответить на этот вопрос, студенты начинают размышлять. И в ходе рассуждений неизбежно приходят к сомнению. Трава зеленая? А является ли это утверждение истиной? Что означает цвет для глаз и мозга человека? Подобные примеры помогают задуматься о том, что такое истина, каковы критерии этого понятия.
TikTok – еще одно модное интернет-явление. И его можно использовать для учебы. Каким образом?

– TikTok я чаще всего привлекаю для олицетворения материала, связанного с культурой современного общества, его моральными нормами, – поясняет Екатерина Савичева. – При использовании ожидаю дискуссий и дебатов среди студентов. Именно так и выходит.

Комментарии в Интернете любят читать и писать многие. Это явление также взяла на заметку педагог. Изучая какую-либо острую проблему, Савичева предлагает студентам придумать комментарий по теме от имени какого-либо публичного лица. Злободневный пример: проблема несанкционированных митингов. Педагог предлагает представить, что бы мог написать в комментариях по этому поводу… Владимир Ильич Ленин. Можно предположить, что этот политический деятель, живи он в наше время, наверное, написал бы пост о свержении капитализма. А что, если дать высказаться по той же теме Дарвину? Возможно, ученый построил бы свой ответ, опираясь на размышления об эволюции человечества. Подобные комментарии по разным темам студенты пишут от лица известных политиков, деятелей науки, культуры и искусства и таким образом лучше понимают разные стороны одного и того же явления.

Сыграть свою роль на уроке может даже… статус ВКонтакте! Известно, что многие пользователи социальных сетей любят размещать на своих страничках краткие мудрые высказывания, служащие отображением их настроения или жизненного кредо. Екатерина Савичева делает подборки высказываний, размещенных на открытых страницах соцсетей, «закрашивая» фото обладателей профиля, и предлагает студентам решить, какие из цитат подойдут к теме занятия. Например, такой: «Образование и его роль в жизни общества».

– Подобные задания всегда вызывают оживленное обсуждение и позволяют лучше запомнить материал, – считает педагог.

В последнее время большую популярность получила единица культурной информации, известная под названием «мем». Краткая шутка, оказывается, тоже способна помочь усвоить учебный материал. Если к мему добавить рисунок или фотографию, подключается зрительная память. Предположим, учащиеся должны рассмотреть на занятии по обществознанию понятие «подделка», обман покупателя. Вообразите теперь, что фразу-мем «Да это оригинал, я отвечаю!» произносит… царевич Лжедмитрий, известное историческое лицо, самозванец, претендовавший на российский престол. А держит Лжедмитрий в руках предмет, являющийся подделкой известной торговой марки. Фотошоп позволяет «сочинить» множество подобных изображений.

Нестандартный творческий подход молодой учительницы оценили по достоинству в регионе. В 2019 году Екатерина Савичева в первый раз участвовала в конкурсе «Учитель года России» и вошла в Псковской области в десятку сильнейших. В конкурсе 2021 года девушка была признана лучшим псковским учителем и попала в финал конкурса.

Свои любимые приемы преподаватель использовала и на уроках в ходе состязания. Она с блеском доказала, что такую тему, как «Алгоритм работы с эссе», которая досталась ей на региональном этапе конкурса «Учитель года», или «Системное строение общества» – тему занятия федерального этапа – можно сделать не сухой, а интересной и разнообразной.

Напомним еще раз читателю: наша героиня работает в кооперативном техникуме. Такой предмет, как обществознание, специфичен, и подлинное увлечение им характерно далеко не для всех современных детей, даже тех, кому он нужен для сдачи ЕГЭ и дальнейшего поступления в вузы. И пример Екатерины Савичевой тем более удивителен: ей удалось заставить полюбить обществознание студентов, чья будущая работа никак не связана с этим предметом. Наверное, только педагогических приемов для этого мало? Безусловно, одного мастерства недостаточно, если за приемами не стоит подлинное увлечение самого педагога.

– На мой взгляд, мне удается зацепить своих студентов личным примером, горящими глазами, – делится Екатерина Савичева. – Ребята увлекаются, заинтересовываются, участвуют в обсуждениях, находят свои подтверждения и примеры ситуации, формируют собственную точку зрения.

О таких, как она, говорят: учитель от Бога. Кажется, что ей не нужно делать ничего особенного, чтобы расположить к себе, заставить себя слышать и слушать. У Екатерины Олеговны приятный голос, звучащий без напряжения и все-таки летящий до самых задних рядов, она естественно двигается, легко общается и создает на уроке атмосферу дружественности и совместного познания нового. Личное кредо Савичевой: «Современный учитель должен уметь располагать к себе, быть интересным ребятам, быть не выше и не ниже их, стараться идти рядом».

Екатерина Савичева пытается и вне преподавательской жизни быть разнообразной. Среди ее хобби – кулинария, туризм, плавание в бассейне, художественное слово, танец. Напоследок наша героиня делится личным: «Мой молодой человек, моя семья поддерживают мои старания, хотя иногда не понимают, почему я все-таки выбрала именно такую трудозатратную профессию. Но со временем они осознали, что я умею учить, что педагогика – это то, что мне очень нравится!»

Светлана ПОТАПОВА, Псковская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте