search
main
0

Почему «Тарас и Бульба» или «Горе и туман»?

Линия, отделяющая сегодняшних школьников от времени написания произведений классической русской литературы, становится все длиннее. Из языка уходят слова, обозначающие предметы, которыми мы перестаем пользоваться. Забываются традиции, меняется уклад жизни. Все это, безусловно, создает трудности при интерпретации художественного текста. А без понимания процесс приобретения читательского опыта становится скучным и, по сути, непродуктивным. Как быть?

Армяк, онучи, картуз, выя и толмач… Детское воображение разыгрывается, когда оно сталкивается со словами, значение которых ему незнакомо. Уверена, у каждого учителя литературы в запасе не один забавный случай на эту тему. Согласитесь, помимо юмора есть и другая сторона поставленного вопроса. Техническое оснащение современной московской школы способно помочь педагогу решать его методично и слаженно.

Обладая высоким уровнем цифровой культуры, учитель охотно обращается к новым технологическим инструментам и тем самым расширяет границы познания своих учеников. Подключение к традиционным подходам изучения художественной литературы возможностей интерактивного инструментария способствует заметному росту интереса к предмету. К тому же это влечет за собой и сохранение истории родного языка через расширение словарного запаса подрастающего поколения.

В условиях дистанционной формы обучения, ставшей почти привычной, невозможно удержать интерес ученика и повысить мотивацию без применения интерактивных средств.

Начнем с того, что дети, находясь вдали друг от друга и от учителя, испытывают острую потребность в тесном общении. Здесь отличным помощником становится совместная работа во время занятия. Организовать ее несложно, если прибегнуть к помощи, например, платформы Padlet.com.

Допустим, учитель обращается к гастрономической теме на примере произведений Н.В.Гоголя, А.П.Чехова или А.С.Пушкина. После прочтения выбранных эпизодов ученики получают задания исследовательского характера. Можно попросить их найти информацию о том, что такое тюря, как выглядит это блюдо, для кого оно было традиционным.

Можно предложить опубликовать на интерактивной доске и сам рецепт. Продукт совместной работы не только нацеливает на результат, но и побуждает каждого стремиться быть первым. Кто использует возможности этой интерактивной платформы, понимает, о чем идет речь.

Во-вторых, для закрепления пройденного материала можно использовать интерактивные кроссворды. Работа с устаревшей лексикой не будет в этом случае казаться рутинной для ученика, а в памяти оставят свой след новые незнакомые понятия.

В-третьих, для того чтобы сложилось верное и вовсе не поверхностное представление о том или ином литературном герое, конечно, необходимо быть внимательным к деталям. Ведь, к примеру, те же часы на руке Евгения Онегина способны дать больше информации об их хозяине.

Или вспомним интерьер жилища тургеневского Бирюка. Невозможно нарисовать в воображении то, что никогда не видел. Обращаясь к видео- или фоторяду, что сделать легко посредством цифрового образовательного пространства и МЭШ, мы интеллектуально обогащаем наших воспитанников, выводим на новый уровень их эрудицию, формируем важные метапредметные связи.

Интерес – мотивация.

Сформировать у ученика потребность в чтении, пожалуй, всегда было целью каждого учителя литературы. Как часто он слышит слова: «Я не люблю читать!» Как тяжело ему в такие моменты…

Любое дело спорится тогда, когда оно имеет конечную понятную цель. Ну, прочитал! Ну, пересказал! А что дальше? Современный подросток должен понимать, для чего он совершает то или иное действие. Иначе никак. Получить удовлетворение от чтения поможет вовлеченность в процесс одноклассников-читателей.

Используя такой интерактивный инструмент, как Kahoot!, ученик получает еще одну цель, связанную с читательским процессом. В викторинах участвуют все. На экране компьютера или на доске МЭШ видны результаты каждого из участников. К тому же, чем быстрее будет дан ответ, тем ближе будет победа в интерактивном турнире. Да и любимый гаджет или смартфон будет использован еще по одному назначению.

Постепенно вовлекая учащихся в такие формы обучения, педагог действует без понуканий, а для его воспитанников чтение становится более осознанным процессом. Ребенок пристальнее и вдумчивее начинает работать с художественным текстом.

Правильная мотивация ученика – вот в чем ключ к успеху в работе учителя. Уверена, что современные средства цифровой образовательной среды только способствуют повышению интереса к предмету «Литература». Подобрав свои интерактивные инструменты и системно используя их, педагог способен решить обозначенные в статье вопросы. Тогда в школьных сочинениях мы станем встречать меньше нелепых интерпретаций художественных произведений и их новых, весьма оригинальных, названий.

Светлана ХОРЬКОВА, учитель русского языка и литературы школы №368 «Лосиный остров»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте