Интегрированный урок мировой художественной культуры и русского языка в 11-м классе
Методические замечания
Тема урока: «Аллегория и ее особенности в творчестве Сальвадора Дали».
Цель урока: дать представление об особенностях творчества Сальвадора Дали как представителя сюрреализма.
Форма урока: творческая лаборатория.
Задачи урока:
– развитие способностей эстетического восприятия и осмысления феномена Сальвадора Дали как представителя сюрреализма;
– формирование навыков постижения произведений сюрреализма как составной части культурного пространства мира;
– развитие образного, ассоциативного мышления на примере произведений живописи Сальвадора Дали;
– развитие умений анализировать произведение живописи и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
– развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Средства создания коммуникативной среды:
– интерактивная доска,
– слайды с иллюстрациями произведений Сальвадора Дали,
– звуковоспроизводящая аппаратура,
– репродукции картин Сальвадора Дали.
Перед началом урока класс делится на три группы. Рабочее место каждой из них оснащено иллюстрациями и магнитофоном.
Этап 1. Актуализация темы
Учитель: Каков наш мир? Открытый всем взорам, изученный, понятный каждому, кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, наверное, можно сказать и о произведениях искусства. Одни мы постигаем сразу, с первого мгновения, и мысли, чувства его автора легко находят свой отклик в нашей душе. Другие совершают долгий путь по лабиринтам нашего сознания. Я говорю о произведениях сюрреализма.
Историческая справка. Сюрреализм – направление в искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность».
Определение термина выводится на экран, и ученики записывают его в тетрадь.
Этап 2. Постановка проблемы
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об одном из самых ярких, интересных представителей сюрреализма – художнике Сальвадоре Дали. Что вы знаете о нем?
Учитель выслушивает ответы учеников.
Учитель: Мнения людей о творческой манере этого художника самые разные, зачастую звучат слова «абсурд», «непостижимый», «непонятный». Мы попытаемся заглянуть в мир художественных образов Сальвадора Дали и решить для себя: так ли уж непостижим и непонятен этот художник.
Историческая справка (рассказ ученика о Сальвадоре Дали, показ слайдов на мультимедийном экране – изображение картин Дали).
Учитель: Опираясь на полученную информацию, назовите ключевые слова, которые могут охарактеризовать творчество Сальвадора Дали.
Выступают представители трех групп, затем формулируется общий ответ:
1. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи, но позволял им соединиться под диктовку своего сознания.
2. Каждая картина становилась своеобразным художественным ребусом.
Учитель: Сопоставьте ваши высказывания с высказыванием художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла».
Ребята могут сделать вывод, что понять произведения сюрреализма невозможно и не нужно. Учитель не оспаривает это мнение и не принимает его. Но для того чтобы разобраться в истине этого утверждения, он предлагает в качестве примера проанализировать картину С.Дали «Пылающий жираф». На экране появляется изображение картины.
Этап 3. Осмысление произведения искусства
Учитель: Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину?
Ученики: Почему жираф такой маленький по сравнению с другими персонажами картины, если она называется «Пылающий жираф»? Почему жираф пылает?
Учитель: Прозвучали первые вопросы. Давайте попробуем найти на них ответы. Для этого прошу каждую группу предложить план анализа картины.
Представители групп предлагают свои варианты плана, каждый обсуждается, после чего утверждается единый план, следуя которому, учитель и строит свой урок.
Идет обсуждение (эта часть урока у каждого педагога проходит по-своему).
Учитель: Я поздравляю вас. Мы с вами сделали первый шаг к постижению одного из самых загадочных творений Сальвадора Дали. Какой художественный прием, используемый автором, помог нам это сделать?
Ученики: Аллегория.
Учитель: Что такое аллегория и в каких видах искусства она используется? Приведите примеры.
Обсуждение вопроса в группах.
Учитель: Сегодня мы стали свидетелями применения аллегории в живописи. Но мы пока не ответили на главный вопрос: почему жираф столь мал по сравнению с центральными фигурами и почему он все-таки пылает? Я предлагаю не торопиться с ответом и попытаться решить другую проблему: почему Сальвадор Дали изобразил жирафа? Почему не оленя, не лошадь, не льва? Ведь в природе достаточно красивых и благородных животных, достойных того, чтобы их изобразить на картине.
Весь класс обсуждает проблему. Приведенный ниже вариант обсуждения – из опыта работы автора урока.
Ученики: В образе жирафа художника, возможно, привлекают красота, грация.
Учитель: Но только ли это? Можем ли мы вспомнить животных, хотя бы немного похожих на жирафа?
Ученики: Нет. Жираф с его длинной шеей уникален.
Учитель: Так что же может символизировать на картине это животное?
Ученики: Неповторимость, оригинальность, индивидуальность.
Учитель: Какой художественный прием, используемый автором, вновь помогает понять нам это?
Учитель: Теперь нам стали понятны значения каждого из образов. Но достаточно ли это для понимания всей картины? Для полного постижения авторского замысла мы должны сделать следующий шаг – соединить все образы.
Ученики: На картине мы видим столкновение серости, безликости с оригинальностью, яркостью, индивидуальностью.
Ученики сопоставляют пары антонимов, предложенные учителем, приводят примеры использования антонимов в русском языке.
Учитель: Какой композиционный прием, сопоставимый с антонимией в языке, использует автор?
Ученики: Автор использует прием контраста.
Учитель: Но почему же жираф все-таки пылает? Подумайте, что может символизировать собой огонь, учитывая многозначность этого слова?
Ученики: Огонь – это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь уничтожает, сжигает дотла. И поэтому картину можно понять двояко: жираф сгорает под натиском серых сил, как все безликое уничтожает индивидуальность; серость жизни наступает, однако жираф под натиском безликости продолжает пылать все ярче.
Учитель: Таким образом, мы с вами стали свидетелями того, как безликий на первый взгляд холст, наполненный «странными» символами, вдруг заговорил с нами. Что же помогло нам услышать голос картины?
Ученики: Услышать голос картины, понять авторский замысел нам помогла аллегория, присутствующая в этой картине Сальвадора Дали.
Учитель: В картинах каких известных вам художников также присутствует аллегория? Выявите роль аллегории в раскрытии авторского замысла.
Ответы учеников.
Учитель: Может быть, аллегория «Пылающего жирафа» скорее исключение для художественного метода Сальвадора Дали, чем система?
Этап 4. Самостоятельная работа в группах
Учитель предлагает каждой группе представить свое видение других картин Сальвадора Дали:
«Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения».
«Постоянство памяти».
«Предчувствие гражданской войны».
Каждая группа выбирает одну из предложенных картин.
Анализируя картины, ученики делают вывод, что использование аллегории – характерный прием в художественном методе Сальвадора Дали.
Учитель: Но не будем забывать, что любое произведение прежде всего воспринимается на эмоциональном уровне. Давайте вернемся к нашему пылающему жирафу. Какие чувства навевают зрителю картина и ее образы? О чем может думать герой этой картины? Попробуйте ответить на этот вопрос. Но чтобы чувства, эмоции, заложенные в произведении Сальвадора Дали, смогли дойти до зрителя, предлагаю вам вспомнить классические музыкальные произведения, которые вы изучали на уроках музыки и мировой художественной культуры, и использовать их во время чтения своего монолога.
У каждой группы на дисках (формат MP-3) есть фонограммы. Самые популярные фонограммы:
Моцарт. «Реквием»,
Бах. «Токката» и «Фуга»,
Альбинони. «Адажио»,
Шуберт. «Аве Мария».
Затем представители каждой группы зачитывают свои варианты «Монолога пылающего жирафа». Монологи звучат в сопровождении музыкальных композиций.
Этап 5. Подведение итогов
Учитель: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно бесспорно – любое произведение искусства, каким бы странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, – неразрывная часть единого культурного пространства. Вспомните стихотворение Николая Гумилева «Жираф»…
Домашнее задание: почувствуйте себя в роли художника-экспрессиониста и создайте свое произведение. Это может быть живопись, графика, компьютерная графика; если вы не можете рисовать, просто опишите ее.
Сергей МАРИНЧЕНКО, учитель русского языка, литературы и МХК гимназии №5, победитель конкурса, «Учитель года России-2007», Волгодонск, Ростовская область
Комментарии