Не секрет, что многие учителя во время длительного периода дистанционного обучения столкнулись лицом к лицу с проблемой отсутствия у детей мотивации к обучению. Проявлялось это в «неработающих» микрофонах, несвоевременном выполнении домашних заданий, молчании на уроках, а иногда даже в протестном поведении. Закономерно возникает вопрос: как поддержать и повысить учебную мотивацию во время удаленного обучения?
К сожалению, на этот сложный вопрос не может быть простого ответа. Но одно могу сказать наверняка: дистанционное обучение не слишком отличается от очного. Ведь, на мой взгляд, данная проблема была лишь ярко высвечена дистанционным образованием, а существует она системно, проявляется так или иначе всегда, и корень ее в чем-то другом. Поэтому в данной статье я бы хотел поразмышлять не столько о технических возможностях дистанта, сколько об общепедагогических причинах и путях решения проблемы низкой мотивации к обучению у учащихся. По моему убеждению, у глобальной проблемы низкой учебной мотивации есть три составляющие.
Общаясь уже сейчас, спустя год после длинного онлайн-периода, со многими своими учениками, я спрашиваю о причинах «неработающих» микрофонов и камер на уроках во время онлайн-обучения. И в основном получаю ответы: «Я не смог проснуться на урок физики/биологии/географии (здесь можно подставить любой предмет)» или «Я ничего не успеваю делать во время онлайн-урока».
И такие ответы обнажают первую из составляющих проблемы: неспособность многих детей к самоорганизации и организации учебного процесса, то есть отсутствие у них сформированных регулятивных универсальных учебных действий, развивать которые современной школе необходимо в соответствии с ФГОС. И действительно, учителю часто кажется очевидным, что ребенок перед уроком, например, геометрии положит перед собой учебник по геометрии, линейку, транспортир, карандаш, ластик, но это оказывается не всегда очевидным для ученика, который не научился учиться и не умеет готовиться к уроку.
Во время очного обучения в школе он иногда мог машинально ориентироваться на действия соседа по парте, который подготовил учебник, а дома такого примера нет. Таким образом, развитие регулятивных учебных действий представляется одним из этапов по формированию такого комплексного и сложного навыка, как мотивация. Чтобы сформировать данные умения, учителю нужно систематически обращать внимание детей на наличие необходимых учебных принадлежностей, проводить беседы по тайм-менеджменту, следить за объемом предлагаемого домашнего задания, который не должен превышать разумных границ, учить детей планированию деятельности, прогнозированию результатов и их анализу.
Большая ответственность за формирование таких компетенций лежит на классном руководителе, который обязательно должен включать подобные темы в систему классных часов и в виде бесед или тренингов в течение учебного периода развивать подобные навыки у учащихся.
Следующей проблемой, ярко высветившейся во время дистанционного периода, является педагогическая запущенность некоторых учеников, на которых иные учителя (бывает и так) уже давно махнули рукой и которые привыкли получать тройки практически только за присутствие на уроке.
Педагогическая запущенность может иметь разные причины, анализировать сейчас не буду, но проявляется она практически всегда одинаково: накопленные пробелы в знаниях мешают овладению учебным материалом, что приводит к отсутствию мотивации учиться и непониманию, зачем это вообще нужно. Таких учеников ничего не способно удержать перед экраном мониторов домашних компьютеров. Они физически не способны понять новый материал на дистанте, они его и во время очного урока не поняли бы. Мало что вынесет ученик с урока по органической химии в старшей школе, если он еще в 8‑м классе не выучил таблицу Менделеева, или с урока русского языка по теме «Образование причастий», если он в пятом классе не усвоил тему «Глагол».
Большое количество накопленных пробелов в знаниях современная педагогика предлагает решать за счет индивидуального подхода. Разумным представляется пригласить ученика на дополнительное занятие и отработать с ним сначала пропущенные базовые знания. Конечно, такой подход представляется чересчур идеальным, но действительно ли совсем нереализуемым? Можно, например, организовать кружок «для отстающих» и совместно с классным руководителем и психолого-педагогической службой школы контролировать посещение учениками таких занятий.
В конце концов, никто не отменял дифференцированные контрольную или самостоятельную работы с базовым и повышенным уровнями, которые учитель вполне может проводить у себя на уроках, чтобы максимально объективно оценить каждого обучающегося в соответствии с его личным уровнем.
Пожалуй, досаднее всего на вопрос «Почему ты не присутствовал на дистанционном уроке?» было слышать от учеников ответ: «Учитель неинтересно и недоступно объясняет свой предмет». Кто-то из учителей, возможно, и не простит ученику подобные «дерзости», а для кого-то эти слова могут стать мотивацией к пересмотру своего подхода к преподаванию. Мы, учителя, порой действительно забываем о прописных истинах: интересно учиться тем вещам, которые интересны.
И, естественно, на мой взгляд, задача каждого учителя – сделать свой предмет максимально интересным, чтобы ребенок в ходе изучения предмета сам стремился к преодолению трудностей и пробелов, чтобы он стал союзником учителя на пути к овладению знаниями. И пусть сначала у ребенка не все будет получаться, но этот первый шаг очень важен. Наверняка многие из нас пришли в свою профессию благодаря искре в глазах любимого школьного учителя по русскому языку/математике/биологии, следовательно, совершенно точно в наших силах зажечь эту искру и в глазах наших учеников.
Формирование умения учиться, восполнение пропущенной знаниевой базы за счет дифференцированного контроля и системы консультаций, саморазвитие и повышение качества преподавания, подбор интересных и разнообразных заданий – это, на мой взгляд, те вещи, которые могут починить «неработающие» камеры и микрофоны на домашних компьютерах детей, поэтому данные истины не стоит забывать ни начинающему, ни опытному педагогу.
Виталий ДРАГУНКИН, учитель русского языка и литературы школы №1542
Комментарии