«Коммерсантъ», изучив данные приемных комиссий, пришел к выводу, что многие российские вузы, в том числе топовые, зачислили в этом году абитуриентов с более низкими баллами ЕГЭ, чем в прошлом. Как отмечают в издании, в основном эта проблема коснулась технических направлений.
Так, в МГУ им. М.В.Ломоносова на направлении «Прикладная математика и информатика» в 2021 году последнее бюджетное место досталось абитуриенту с 430 баллами, а в этом году его получил выпускник, набравший 405 баллов. Аналогичный спад зафиксирован по направлениям «Фундаментальная и прикладная химия» (с 385 до 307) и «Фундаментальная и прикладная физика» (с 340 до 328).
В МГТУ им. Н.Э.Баумана на направление «Прикладная математика и информатика» в прошлом году последний зачисленный на бюджет абитуриент поступил с 290 баллами, в этом году – с 272 баллами. Такая же ситуация обнаружилась на направлениях «Информатика и вычислительная техника» (снижение с 277 до 257 баллов), «Информационные системы и технологии» (с 277 до 247), «Математика и компьютерные науки» (с 271 до 228), а также на «Прикладной механике» (с 261 до 202) и направлении «Радиоэлектронные системы и комплексы» (с 234 сразу до 163).
В НИЯУ МИФИ проходные баллы на бюджет снизились, например, на направлениях «Ядерная энергетика и теплофизика» (с 276 до 229), «Мехатроника и робототехника» (с 285 до 245).
Похожая ситуация, по данным «Коммерсанта», сложилась на ряде факультетов в Новосибирском государственном университете, Северо-Кавказском федеральном университете, Казанском авиационном университете и Томском политехе.
О том, с чем связана подобная тенденция, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– В последние два года привычные стратегии выбора вуза претерпели изменения из-за пандемии, отмены второй волны зачисления, расширения возможностей поступления на бюджет. В приемных комиссиях также отмечают, что повышенный интерес абитуриенты проявили к IT-специальностям, они оттянули часть выпускников, ориентировавшихся на физмат.
Во-первых, в этом году ЕГЭ сдавали ребята, которых в 2020 году освободили от сдачи ОГЭ по итогам девяти лет обучения. Это породило дополнительную нервозность и волнение, у выпускников, несмотря на большое количество тренировочных попыток, не было реального опыта прохождения итоговой аттестации в таком формате. И хотя результаты существенно не изменились – средний тестовый балл по физике снизился с 55,1 до 54,11, а по профильной математике вырос с 55,1 до 56,86, – уверенности в себе многим ребятам не хватало.
Во-вторых, в соответствии с поручением президента ежегодно увеличивается число бюджетных мест. И акцент делается на региональных университетах. В этом году было выделено 588 тысяч бюджетных мест – на 11,5 тысячи больше, чем в прошлом. Большую часть бюджетных мест выделили на инженерные и IT-специальности под задачи импортозамещения. Они оттянули часть заявок со столичных учебных заведений, ведь единственная волна поступления повысила риск не поступить никуда. Абитуриенты перестраховывались и направляли заявления на зачисление туда, где видели для себя больше шансов.
Сыграла свою роль и подача документов через госуслуги. Многие боялись, что в последний момент на интересующую специальность поступит много электронных заявлений. Некоторые обрабатывались с большой задержкой, и актуальную картину ребята иногда не видели до последних минут. В целом приемная кампания нуждается в тщательном анализе и процессов, и результата. Техническое обеспечение однозначно необходимо дорабатывать.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Некорректно сравнивать в лоб итоги ЕГЭ прошлого года и этого. Во-первых, изменились задания, причем в ряде случаев достаточно серьезно. И делать выводы, лучше ли дети сдали ЕГЭ по физике или математике, можно только после дополнительного анализа выполняемых заданий.
Во-вторых, может быть неожиданно, но пандемия помогла мотивированным ребятам лучше сдать экзамены. Когда мы проводили опрос на тему отмены ЕГЭ (во время COVID-19), меня поразил ответ одной девочки. Она говорила: «Да я в этом году с пандемией к ЕГЭ готовлюсь намного успешнее, чем если бы у меня был обычный учебный день. Я сама планирую время для занятий по нужным мне предметам».
Сейчас же, при возвращении в штатный режим, внимание между предметами распределилось. Грубо говоря, ребенок, ориентированный на физику, в обычном учебном году вынужден тратить больше времени на изучение других предметов.
Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:
– Во-первых, подобная тенденция связана с переходом на новый PISA-ориентированный формат ЕГЭ, который при решении задач требует аргументации.
Во-вторых, большинство в этом году выбрали информатику, а не физику. Скажем так, общее число ребят, которые сдавали профильную математику, физику или информатику, ниже, чем в прошлом году. И, соответственно, общие баллы тоже стали ниже.
При этом Минобрнауки России третий год подряд выделяет дополнительные контрольные цифры приема по техническим направлениям в региональные вузы. Поэтому с учетом увеличившегося числа бюджетных мест часть ребят остаются в своих регионах.
Соединились два тренда: увеличение контрольных цифр приема и сокращение числа ребят, выбравших профильную математику, одновременно физику и информатику, если она требовалась. Вот и освободились дополнительные бюджетные места по техническим направлениям. Спрос на них стал ниже, потому что из России ушло много технологических компаний, а динамика карьеры и заработка отстает от бизнес-сферы. Сами выпускники, которые имеют хорошие результаты, предпочитают направления, связанные с IT-технологиями и цифровизацией в целом.
Также уже на протяжении нескольких лет наблюдается повышенный спрос на педагогические специальности, даже если выпускники не идут работать по выбранному профилю.
И еще один тренд, который хотелось бы отметить. Нет смысла так абсолютизировать баллы ЕГЭ, потому что год от года они могут быть разными. Например, во время пандемии и онлайн-обучения ребята имели возможность почти полностью сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ. В этом году такой возможности не было, пришлось уделять время и школе, и экзаменам. Несомненно, это тоже сказалось на общих результатах.
Сергей БУДЫКИН, начальник отдела по организации приема, ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного психолого-педагогического университета:
– Действительно, по ряду направлений подготовки и специальностей наблюдается снижение среднего балла единого государственного экзамена и, соответственно, минимального балла ЕГЭ.
Анализируя данную тенденцию, стоит выделить как минимум два значимых фактора. Во-первых, количество мест в вузах, финансируемых за счет ассигнований федерального бюджета, увеличилось. Во-вторых, число абитуриентов, поступающих по результатам вступительных испытаний, проводимых учебными заведениями самостоятельно, сократилось за счет выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Вместе с тем в МГППУ ряд направлений подготовки и специальностей демонстрируют увеличение среднего балла ЕГЭ по сравнению с предыдущим годом почти на 2 единицы. В числе данных направлений находятся и технические, в частности прикладная информатика.
Светлана К., заместитель директора лицея, Нижний Новгород:
– Это результат очередного эксперимента, не самого удачного, должна сказать. Такая была неразбериха в связи с зачислением в одну волну, что многие дети с хорошими баллами не стали дожидаться последнего дня, потому что боялись не попасть на бюджетные места. Так баллы «размазались» по вузам страны.
Михаил ТЕПЛОВ, инженер, Великий Новгород:
– Снижение проходного балла на технические специальности в вузах я связываю с возросшей тенденцией выбора выпускниками школ не высших, а средних специальных учебных заведений. В ссузы проще поступить на бюджетное отделение, требования к учебе там ниже, а профессию получаешь вполне практическую, приносящую денежный доход. Нынешние дети прагматичны и понимают, что высшая математика и физика – науки абстрактные, а значит, их не прокормят. Снижение же интереса к программированию и робототехнике можно объяснить складывающимся переизбытком специалистов данного профиля на рынке труда. Аналогичная ситуация в прошлые годы возникла с юристами и экономистами.
Комментарии