search
main
0

Почему облака не падают на землю

Говорящая среда, или как услышать ребенка

В настоящее время все чаще мы слышим термин «говорящая среда», и все более важным становится вопрос, насколько система современного образования слышит голос каждого ребенка.

Современные дети большую часть времени проводят в образовательной организации. Здесь они общаются, учатся, играют, исследуют и познают. Говорящая среда – необыкновенный инструмент, позволяющий современным и необычным образом пересмотреть помещение, в котором находится детский коллектив, своеобразный проекционный экран, на который выводится информация, отвечающая потребностям и интересам детей.

Современная развивающая среда образовательного пространства тесно связана с технологией «голос ребенка», позволяющей педагогу не только услышать, но и увидеть его отражение в пространстве класса или группы. Этот проект нашел отклик в самых обыкновенных вещах и предметах, которые есть в арсенале каждого педагога, возможно, просто стоит иначе взглянуть на них.

Вот уже два года подряд в нашем комплексе утро дошколят начинается с радостных встреч – после завтрака до занятий педагоги проводят утренний круг, который дает возможность услышать голос маленьких воспитанников. На утреннем круге дети делятся впечатлениями, узнают новости группы, договариваются о правилах, именно здесь вспыхивают искры нового образовательного приключения и генерируются свежие идеи.

Всем известно, что дошколята – большущие почемучки со своими бесконечными вопросами, которые хотят все знать, а зачастую задают совсем не детские вопросы. Порой простой, наивный вопрос, который вызывает улыбку на лице педагога, может создать некоторые сложности. Как же все-таки ответить почемучке на все его вопросы? Вот так родилась идея создания в групповом помещении школы №536 говорящего пространства, которое было сконструировано совместно с родителями. Каждая его сторона соответствует определенной рубрике.

Первая сторона – «Хочу все знать». На этой стороне вывешиваются самые каверзные вопросы почемучек: почему колеса круглые, почему облака не падают на землю, почему взрослым все можно, зачем слону хобот?.. В течение определенного времени ребята с педагогами пытаются найти ответы на все свои вопросы.

Вторая сторона – «Наши успехи». Здесь располагаются не только грамоты и дипломы, но и фотографии и рисунки. Для дошколят научиться простым вещам – уже победа, а умение радоваться этим простым вещам и победам наполняет вдохновением и энергией, ребята видят свою значимость, верят в свои силы!

Идею для третьей стороны ребята предложили сами. Обсуждая правила поведения, мы приняли решение зарисовать некоторые из них. Некоторые правила оказались очень простыми, их легко соблюдать, а вот для соблюдения других воспитанникам приходится прикладывать усилия.

Четвертая сторона в процессе реализации. Ребята предлагают большое количество интересных идей. На данный момент на этой стороне находится календарь, помогающий дошколятам запоминать дни недели, числа. Именно здесь в дальнейшем появится возможность указывать памятные даты.

На двери группы оформлен экран эмоций, транслирующий чувства и внутреннее состояние воспитанников. Через рисунок или выбранный стикер дети могут выразить свой эмоциональный фон.

Говорящая среда – ресурс, который дает каждому ребенку возможность для всестороннего развития. А педагогам-наставникам принципиально важно услышать каждого!

Елена ИЛЬИНА, старший воспитатель школы №536;
Екатерина МОСКАЛЕВА, учитель-логопед школы №536;
Анастасия КОРОВКИНА, воспитатель школы №536

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте