Учитывая, что успешная социализация предполагает не только усвоение общественных правил и норм, но и способность ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, поддерживать совместную деятельность и общение, а также тот факт, что ведущая деятельность любого дошкольника – это игровая деятельность, рассматривалась возможность усвоения детьми с ЗПР социального опыта в сюжетно-ролевых играх.
Социальные представления дошкольников с ОВЗ носят фрагментарный и неустойчивый характер, отражающий недостатки усвоения и актуализации ими социального опыта. Незрелость эмоционально-волевой сферы и личности, а также особенности познавательной деятельности детей с ЗПР являются серьезным препятствием на пути познания социальной действительности, усвоения социального опыта, формирования соответствующих возрасту ребенка социальных представлений. Это в свою очередь затрудняет социальную адаптацию детей с ЗПР.
Выделялись следующие направления работы с детьми: формирование и расширение представлений о профессиях и труде взрослых; формирование представлений о здоровом образе жизни; формирование и расширение представлений о праздниках.
Для формирования у детей социальных представлений использовались экскурсии, тематические беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр видеосюжетов и презентаций, дидактические и подвижные игры.
При формировании представлений о профессиях происходило знакомство детей с трудом сотрудников дошкольных групп и родителей. Были организованы экскурсии в кабинет старшего воспитателя, в прачечную, в библиотеку детского сада. Перед посещением этих экскурсий для детей создавались проблемно-поисковые ситуации с использованием разных персонажей.
Для уточнения представлений детей о профессиях были проведены беседы «Все профессии нужны», во время которых рассказывалось о труде представителей разных профессий, знакомство с необходимыми для работы инструментами, показ презентаций об этих профессиях. Вместе с родителями были проведены тематические вечера «Все работы хороши». На них родители рассказывали о своих профессиях.
Для того чтобы подвести дошкольников к выводу о согласованной работе людей разных профессий в дошкольных группах, создавались проблемно-поисковые ситуации разного рода. Например, такая: помощник воспитателя сообщила детям, что обеда сегодня не будет. Детям было предложено разобраться в этом. «Позвонили» повару и поинтересовались, почему он не приготовил обед. Повар нам сообщил, что водитель не привез овощи в детский сад. С детьми «позвонили» водителю, водитель сообщил, что на бензоколонке нет бензина, и он не может заправить машину. И все из-за того, что машина-бензовоз задерживается. Как только бензовоз приедет на бензоколонку, водитель заправит машину бензином и привезет овощи, повар сможет приготовить обед.
С помощью предметных картинок с изображением повара, овощей, водителя, бензоколонки, бензовоза составили схему и еще раз проследили, как люди разных профессий взаимодействуют друг с другом.
Для закрепления представлений детей о профессиях проводились сюжетно-ролевые игры. В ходе игр актуализировали опыт детей, полученный ими ранее. Также с детьми рисовали инструменты и результаты труда людей разных профессий. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни читались рассказы на данную тему. С родителями были проведены беседы о том, что необходимо рассказывать детям и показывать личным примером, как они укрепляют свое здоровье. Какое-то время спустя дети рассказали:
– Мой папа ходит в бассейн, и я теперь с ним хожу, мы с ним теперь не будем болеть.
Конечно, дети доносили это в разный период времени, но суть в том, что при всестороннем развивающем воздействии они воспроизводили собственный опыт.
Были проведены беседы по правилам дорожного движения, рассматривали картинки знаков. Также давались детям задания по дороге в дошкольные группы обратить внимание на знаки, которые им встречаются. Для закрепления знаний был проведен досуг с созданием проблемной ситуации с использованием персонажа Незнайка. Дети рассказывали Незнайке, как переходить дорогу, чтобы это было безопасно для здоровья, какие знаки ему помогут в этом. Также с детьми смотрели обучающие мультфильмы.
Для формирования навыков совместной работы со сверстниками проводились коллективные работы. Важно было показать детям, что в результате совместной деятельности получается один общий результат. Если кто-то не будет стараться, результата не будет.
Также использовались проблемные ситуации «испачканный стул друга». «Приходили» испачканные животные. Целью являлось побуждать детей сопереживать и помогать. Для формирования представлений дошкольников об эмоциях проводились беседы «Как человек проявляет разные эмоции». Детям читались рассказы, обсуждались поступки героев, какие чувства они испытывали, а также уточнялось, что чувствуют дети после чтения. Проводились беседы с родителями о значении чтения художественной литературы дома, о том, на что нужно обращать внимание детей после прочтения, какие вопросы необходимо задавать, чтобы ребенок учился сопереживать, понимать чувства героев, интересоваться у детей, какие чувства они испытывают к героям.
При формировании и расширении представлений о праздниках в течение учебного года проводились тематические беседы. Особое значение придавалось традициям проведения этих праздников. Рассматривались иллюстрации, атрибуты этих праздников. Были проведены беседы о тех праздниках, которые отмечают в семье, и профессиональных праздниках – Дне строителя, Дне полиции.
С детьми рассматривали разные виды календарей: карманные, настольные, календари-магниты, настенные, целью было показать, что каждый праздник проходит в определенное время года. Лепили, рисовали атрибуты праздников. При организации сюжетно-ролевых игр включали в сюжет ситуации, в которых дошкольники могли проявить ранее полученные представления о труде, о здоровом образе жизни, о праздниках, об эмоциях.
Спустя время в сюжетно-ролевых играх дети стали использовать полученные ранее знания.
Без сомнения, появилась другая картина взаимодействия детей, во многих моментах сюжета они продемонстрировали осведомленность. Ясно, что в ходе проделанной работы в социальных представлениях детей произошли качественные изменения, была очевидна положительная динамика развития этих представлений.
Без специального всестороннего обучения у детей с ЗПР игровая деятельность долго не формируется, для того чтобы дети могли принять роль, они должны обладать определенным багажом представлений, связанных с непосредственным опытом. И вышеизложенная работа принесла определенные положительные результаты.
Формирование социальных представлений должно проходить не только в рамках образовательного учреждения, но и за его территорией, осуществляться во всех направлениях и с применением разных форм и методов работы.
Галина КАШЛЕВА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля;
Наталья ВАСИНА, воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии