search
main
0

Почему нужны изменения в системе дополнительного образования?

​Лаборатория дополнительного образования детей и социокультурной интеграции МИРО провела мониторинг деятельности столичной системы допобразования. Результаты исследования заставили задуматься.

Всеми ОУ ДОД городского подчинения не нашлось места для реализации программ социально-экономической и естественно-научной направленностей, другие сферы дополнительного образования детей распределились примерно поровну на две группы: первая – по 7% (научно-техническая, спортивно-техническая, военно-патриотическая), вторая – до 15% (художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая) от общего числа программ различной направленности.Пятнадцать ОУ ДОД Центрального округа почти не реализуют программы социально-экономической и естественно-научной направленностей (по 1% программ), труднодоступны детям округа программы спортивно-технической (4%) и военно-патриотической (6%) направленности, 50% программ направлены на физическое, эстетическое и культурологическое развитие детей.Шесть УДОД Восточного округа по сравнению с другими округами все одиннадцать направленностей дополнительного образования детей  реализуют более равномерно и гармонично (от 4% программ социально-экономической направленности до 12% социально-педагогической и культурологической направленности). В Северном округе пятнадцать УДОД совсем не реализуют программы социально-экономической направленности и почти не реализуют естественно-научное, спортивно-техническое и эколого-биологическое образование (по 2%). Большинство программ имеют художественно-эстетическую (20%), социально-педагогическую (18%), физкультурно-спортивную (16%) и культурологическую (13%) направленность, это 67% от всех направленностей программ.В Северо-Восточном округе двадцать учреждений дополнительного образования детей реализуют программы всех направленностей. Но социально-экономическое, естественно-научное, военно-патриотическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое и научно-техническое образование детей труднодоступно (от 1 до 5 % программ). Лидерами дополнительного образования, как и в других округах Москвы, стали программы физкультурно-спортивной (19%), художественно-эстетической (17%), культурологической (15%) и социально-педагогической (13%) направленности.Программы всех одиннадцати направленностей реализуют десять учреждений детей и подростков Северо-Западного округа. Тут  почти не обучают по программам социально-экономической, естественно-научной и военно-патриотической направленностей (по 3%), остальные программы дополнительного образования детей представлены равномерно (9-11%). Западный округ  – лидер по количеству УДОД  (23 учреждения). Как и по всему городу, в учреждениях округа сложно образовывать детей по программам социально-экономической и естественно-научной направленностей (по 2%). Явные лидеры –  программы художественно-эстетической (19%) и физкультурно-спортивной (17%) направленности.Восемнадцать учреждений Юго-Западного округа не реализуют программы социально-экономической направленности, почти не обучают по эколого-биологической направленности (2%) и естественно-научной (4%). Четыре традиционные – художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, культурологическая и социально-педагогическая  – направленности  предлагают 68% программ.В пятнадцати учреждениях дополнительного образования детей Юго-Восточного округа в пропорциональном соотношении к общему числу направленностей находится только научно-техническое образование. Здесь, как и традиционно для Москвы, лидируют художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, культурологическая и социально-педагогическая направленности (60% всех программ). Из оставшихся семи направленностей дополнительного образования детей традиционно не развиваются социально-экономическая (3%) и естественно-научная (5%). В этом округе отстает также военно-патриотическая направленность (4%).Самый крупный по территории Южный округ реализует дополнительное образование детей в 12 государственных учреждениях. 69% программ дополнительного образования детей распределены между 4 направленностями: художественно-эстетической (21%), культурологической и социально-педагогической (по 17% каждая) и физкультурно-спортивной (14%). Здесь почти не обучают детей по программам социально-экономической, естественно-научной и эколого-биологической направленности (по 2% каждая), спортивно-технической (3%). И это притом что в округе и на его границе с ЮЗАО расположены легкие Москвы – Битцевский лесопарк, реки. Относительно пропорционально в округе популярны программы туристско-краеведческой (7%) и научно-технической (10%) направленности.Жители Зеленограда могут развивать способности детей в 8 государственных учреждениях дополнительного образования. В этом округе Москвы дети дошкольного и школьного возраста совсем не имеют возможности получать социально-экономическое дополнительное образование и почти совсем (2%) –  естественно-научное,  хотя этот  округ столицы традиционно считается ее научным потенциалом. Другие сферы дополнительного образования детей распределились примерно поровну на две группы: первая – 6-8% (военно-патриотическая, научно-техническая, спортивно-техническая и эколого-биологическая), вторая – до 16% (художественно-эстетическая, культурологическая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая) от общего числа программ различных направленностей. Относительно пропорционально в округе популярны программы туристско-краеведческой (10%) направленности.Среднестатистическое распределение направленностей программ дополнительного образования детей в ДОД в целом по Москве  таково, что  самые востребованные в дополнительном образовании детей – художественно-эстетическое (18%), физкультурно-спортивное (16%), культурологическое и социально-педагогическое (по 14% каждое) направления. Пропорционально к общему числу направленностей предложены научно-технические (9%), туристско-краеведческие (8%) и эколого-биологические программы. Почти не предлагают в столице для развития детей программы социально-экономической (1%), естественно-научной (3%), военно-патриотической и спортивно-технической направленности (по 5% каждое).Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент учреждения дополнительного образования Москвы в основном реализуют программы 4 направлений: художественно-эстетического, физкультурно-спортивного, социально-педагогического и культурологического (62%). На остальные семь направленностей приходится 38% программ. При этом социально-экономическое и естественно-научное дополнительное образование детей почти отсутствует (1% и 3% соответственно). Хотя специалисты именно этих отраслей сейчас остро востребованы на рынке труда и их труд хорошо оплачивают.Количество учреждений дополнительного образования детей по округам столицы распределено неравномерно, например, жители Восточного округа имеют в шаговой доступности 6 учреждений дополнительного образования детей, а  в Западном округе – 23, самый крупный по территории Южный округ Москвы обучает детей в 12 учреждениях.Целесообразно начать работу по устранению явного перекоса одиннадцати направленностей программ в системе дополнительного образования детей и обеспечить во всех округах Москвы реализацию на современном отраслевом уровне программ развития детей в естественно-научной, социально-экономической и других отраслях знаний. Софья  Маркуцкая, старший научный сотрудник лаборатории дополнительного образования и социокультурной интеграции МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте