search
main
0

Почему Незнайке не спалось? Тема “Ответственность за свои поступки”. 5-й класс

Цели: ознакомить учащихся с понятиями “совесть”, “личный выбор”, “ответственность”, “духовные ценности”, развивать умения анализировать ситуацию, поступки, обсуждать проблемы и принимать коллективные решения, формировать у учащихся чувство ответственности за нравственный выбор.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Ход урока
Прочитайте предложенный вам отрывок из романа-сказки Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе”, обсудите его в группах и ответьте на вопрос: “Почему Незнайке не спалось?”.
Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку не бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.
“Он ведь сам виноват, – оправдывался Незнайка. – Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?”
“Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! – отвечал голос. – Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!”
“Толкнул бы! – проворчал Незнайка. – Значит, я драться должен? Драться нехорошо!”
“Ишь ты! Нехорошо!” – передразнил голос. – А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?”
“А чего он толкается?” – упрямо твердил Незнайка.
“Ну что ты заладил “толкается, толкается”! Ты ведь знаешь, что он нечаянно”.
“Ничего я не знаю!”
“Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!”
“А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?” – насторожился Незнайка.
“Кто? – с усмешкой переспросил голос. – Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть”.
“А! – вскричал Незнайка. – Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет”.
“А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него…”
“Послушай, – сказал Незнайка, – а где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит… Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит”.
“Я не так виновата, как ты думаешь, – начала оправдываться совесть. – Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос”.
Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка-осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом…
В ходе обсуждения приходим к выводу: Незнайку мучила совесть, потому что он совершил неблаговидный, дурной поступок: превратил коротышку в осла.
После обсуждения выдвините свою гипотезу, почему Незнайка так поступил.
Предполагаемые ответы: Незнайка рассердился на коротышку за то, что тот его толкнул. Незнайка не думал о последствиях своего поступка. Он поступил необдуманно.
Каковы же последствия необдуманных действий Незнайки? Несчастье другого человека.
Как вы полагаете, какие поступки мы называем злыми, а какие добрыми? Стараемся подвести к мысли, что добрые поступки несут людям счастье, а злые – неприятности.
Обсудите в группах и предположите, какую проблему мы обсуждаем сегодня на уроке, и попробуйте сформулировать тему урока.
Как вариант: “Совесть. Ответственность человека за свои поступки”.
Вы мне все время говорили, что Незнайку мучила совесть. Обсудите и попытайтесь объяснить, что же такое совесть?
В ходе обсуждения приходим к выводам (возможны, естественно, иные формулировки, данные учащимися, может, более удачные и доступные), что совесть – это компас в душе человека, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных, действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.
Почему Незнайка недоволен своей совестью, даже называет ее “змеей подколодной”? Она не подсказала ему правильный выбор вовремя. Она сама говорит, что очень “маленькая” у него.
Возникает очень трудный вопрос: “Почему у одних совесть – большая, а у других – маленькая? От чего зависит совесть?” Обсудите и выскажите свои версии.
Подводим к мысли, что совесть зависит от того, какие у человека представления о добре и зле.
Представления о добре и зле формируют духовные ценности, которыми руководствуются люди в жизни. Духовные ценности – это ориентиры человека в мире.
Как компас показывает на север, юг, восток и запад, так духовные ценности помогают человеку сориентироваться в своих и чужих поступках, дать им оценку. Но духовные ценности у людей могут быть разными, и человек может не совсем разобраться, что есть зло, а что добро. Давайте вспомним, какой критерий мы уже называли. (То, что несет счастье людям…).
Скажите, а мог Незнайка поступить по-другому? У него была возможность выбора? Незнайка мог не превращать коротышку в осла, но превратил, потому что сделал неправильный выбор, потому что смолчала его совесть, потому что его компас в мире ценностей дал сбой. Бывает такое в нашей с вами жизни? Конечно!
Подумайте, какой совет вы бы дали Незнайке, чтобы успокоить его совесть. Каждая группа должна объяснить Незнайке, в чем его ошибка и как ее ликвидировать.
Полагаю, что учащиеся говорят, что Незнайка не подумал о том, какое зло он причиняет коротышке и, чтобы успокоить совесть, ему надо ликвидировать последствия своего поступка и превратить осла обратно в коротышку.
Давайте проследим, как же человек в своей жизни совершает поступки. Необходимость поступка – выбор вариантов поступка – размышления о последствиях своего поступка (беседа с совестью) – действие – его оценка. Всегда мы так поступаем? Иногда. У нас, как у Незнайки, часто не хватает времени, чтобы “посоветоваться со своей совестью”. Но мы будем стараться это делать. Приведите примеры из своей жизни, когда вам приходилось выбирать, выбор был нелегким, и как его вам удалось осуществить.
Домашнее задание: 1. Вспомните, что такое совесть, духовные ценности, право выбора и его последствия. Сформулируйте не менее трех аргументов, доказывающих, что свои поступки надо обдумывать.
2. Для самых умных и любознательных. Прочитайте роман-сказку Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” и подготовьте рассказ о том, что же случилось дальше с несчастным Листиком, превращенным Незнайкой в осла, и какие приключения еще произошли с неугомонным Незнайкой.

А.РОМАНОВА,
учитель граждановедения
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте