Уроки словесности обладают высоким воспитательным потенциалом: изучая русский язык и литературу, школьники знакомятся с текстами, способствующими формированию мировоззрения, нравственных ценностей, гражданско-патриотического сознания. Особую роль играют уроки развития речи – занятия, во время которых ребята пишут сочинения, изложения, составляют устные ответы. Создавая собственные тексты, ученики проявляют воображение и творческие способности, а это позволяет им развиваться как личности. Творческие работы многим даются нелегко, а у кого-то даже вызывают страх: ребята не знают, с чего начать, боятся получить плохую оценку. Первостепенная задача учителя-словесника – сформировать у учеников позитивное отношение к урокам развития речи, создать комфортную психологическую обстановку. Только в таких условиях возможна творческая деятельность.
Образцы для вдохновения
Как помочь ученикам преодолеть страх чистого листа? На первых порах полезно показывать ребятам образцы удачных работ, указывать на их отличительные особенности. Благодаря наличию нескольких примеров школьники не только лучше поймут, что от них требуется, но и увидят разные подходы к раскрытию одной и той же темы. Возможность опираться на образцы придаст уверенности и вдохновит на создание собственной уникальной работы.
Свобода
«А если я напишу, что эта книга мне не понравилась, вы не поставите «два»?» – такой вопрос дети часто задают во время работы над сочинением. Творческий процесс прерывается для уточнения: «Можно ли такое написать? Не накажут ли меня?» А ведь для творчества нужна свобода! Важно дать ученикам эту свободу для самовыражения: предложить несколько тем сочинения на выбор, поощрить нестандартный подход к выполнению задания. Необходимо также признать право школьника на собственное мнение, мягко направляя к пониманию того, что любое мнение должно быть аргументированным. Это поможет совершенствовать умение выражать свою точку зрения. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека можно при помощи уроков-дискуссий или уроков-дебатов, посвященных сложным вопросам с неоднозначным ответом.
Поддержание интереса
Помимо страха ошибиться при выполнении творческой работы детям может быть просто скучно выполнять работу. Решить эту проблему помогут разнообразие и оригинальность тем сочинений. Так, для обучения описанию помещения можно предложить темы, развивающие воображение: «Комната моей мечты…», «Какой была бы комната моего любимого литературного персонажа/киногероя?». Повысить интерес к работе можно и при помощи полезных дополнительных материалов. Ученики любят готовиться к сочинению, пользуясь красочным рабочим листом с планом и подсказками, с удовольствием листают словарики эпитетов, рассматривают изображение палитры с названиями оттенков для более точного описания картины.
Духовно-нравственное воспитание
При подборе тем для творческих работ учителю следует опираться и на задачи духовно-нравственного воспитания ребят. Анализируя и оценивая поступки героев литературных произведений, отвечая на проблемные вопросы, ученики получают представления о добре и зле, присваивают себе нравственные ценности. «В чем проявляется истинная дружба?», «Можно ли простить предательство?», «Что в жизни человека по-настоящему важно?» – над такими вопросами полезно задумываться в период формирования человека как личности. Темы сочинений могут способствовать воспитанию культуры самопознания: «Моя мечта», «Если бы я был волшебником…», «Какие человеческие качества я считаю самыми важными?». Полезно предлагать ученикам создавать тексты от лица литературных героев, так они научатся представлять себя на месте другого человека, рассматривать ситуации с разных точек зрения.
Работа над ошибками
Оценивание творческих работ – нелегкая задача для педагога. Ученики с нетерпением ждут, когда же учитель отдаст проверенные работы: интересно узнать, как оценили их труд. Порой ребятам трудно понять, почему отметка оказалась ниже ожидаемой: на полях палочки, галочки, загадочные буквы… Это учителю ясно, что «р» – это речевая ошибка, а «л» – логическая, ученик же зачастую просто не видит, в чем эти ошибки заключаются, считает оценку несправедливо заниженной, а ошибки повторяет из работы в работу. «Почему нельзя так сказать? А как можно?» – спрашивают ребята, указывая на подчеркнутые красной ручкой предложения. Чтобы решить эту проблему, а также воспитать навык рефлексии, стоит демонстрировать ученикам наиболее типичные ошибки из их сочинений, объясняя, как следовало написать грамотно. Если делать это в доброжелательной атмосфере, без называния авторов работ, ребята смогут не только усовершенствовать речевые умения, но и перестать бояться допустить ошибку, ведь ошибаются все, и это нормально.
Одобрение
Указывая на ошибки, не стоит забывать и о том, что удалось. Можно отмечать плюсиками удачные выражения, писать комментарий с перечислением достоинств работы. Ребят порадуют яркие стикеры с поддерживающими словами учителя, забавные печати с похвалой. Получив одобрение, увидев свои сильные стороны, в следующий раз ученики будут более уверенно чувствовать себя при написании сочинения, а значит, в большей степени смогут проявить творческие способности.
Создание доброжелательной атмосферы, поддержание интереса к урокам, предоставление свободы для самовыражения, подбор значимых и интересных тем творческих работ, качественная обратная связь – все эти действия педагога-словесника способствуют не только развитию грамотной речи ученика, но и воспитанию творческой, многосторонне развитой личности.
Светлана ЯРОСЛАВЦЕВА, учитель школы №1415 «Останкино»
Комментарии