search
main
0

Почему не мил директор школе?

Министр образования Москвы Исаак Калина, наверное, не просто так открыл специальный раздел на сайте Департамента образования. Присылают туда родители и учителя свои письма-предложения, а некоторые так просто крики-просьбы о помощи. Исаак Калина постоянно дает поручения работникам Департамента образования, окружных управлений образования, чтобы разобрались в критических случаях и ответили авторам писем. Вот только его поручения не всегда выполняют быстро и качественно, хотя некоторые случаи давно уже известны буквально всем, и не только на окружном и городском уровнях. Один такой случай – с назначением директоров в школу №888 – уже давно разворачивается весьма драматически, вовлекая в историю не только учителей и Западное окружное управление образования, но и Государственную Думу РФ, правоохранительные и судебные органы.

У этой  школы история с назначением директоров началась довольно давно, около тридцати лет назад были в ней выборы того директора, которого педагогический коллектив посчитал самым подходящим. Педагоги не ошиблись, избранный директор (ныне покойный) замечательно проработал много лет. Но я пропущу некоторый виток истории и приступлю к самым драматическим эпизодам последних лет.Все началось с назначения директором Ирины Стариковой, которая не смогла вписаться в педагогический коллектив. Педагоги безуспешно пытались объяснить окружному управлению образования, что работать им с ней трудно, поэтому впору уходить самим, если изменений не последует, изменений, главным образом, в стиле общения руководителя с подчиненными. Тогдашний кадровик окружного управления образования приватно объяснил: уволить директора можно только в одном случае – если есть экономические нарушения. Педагоги поникли головами, поскольку никто не собирался подставлять директора под статью. Зато они сами настроились дружно поменять место работы. Об этом узнали родители, не согласились, кто-то из них, как это бывает часто, написал письмо-жалобу в Государственную Думу РФ. Я видела и это письмо в профильном Комитете ГД РФ, и возмущение, которое оно там вызвало. Кто-то из депутатов Госдумы РФ инициировал проверку школы, и, поскольку у каждого директора школы можно найти нарушения, их нашли и у Ирины Стариковой. В школе №888 работала педагогом-психологом ее дочь Анастасия – студентка педагогического университета. Мама порадела и, используя свое служебное положение, составила подложный протокол о заседании аттестационной комиссии, на основании которого незаконно присвоила своей дочери Анастасии Стариковой вторую квалификационную категорию (12-й разряд). В результате Анастасия получила право на повышенную зарплату за счет государственного бюджета и получала ее с мая 2007 года по апрель 2008 года. В прокуратуре отметили, что таким образом подсудимые похитили государственные денежные средства в виде разницы начисленной заработной платы с учетом доплат по второй квалификационной категории в общей сумме 43662 рубля.  Дорогомиловский районный суд вынес обвинительный приговор в отношении бывшего директора средней общеобразовательной московской школы №888 49-летней Ирины Стариковой, признав ее виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 («мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения»), ч. 1 ст. 285 («злоупотребление должностными полномочиями») УК РФ, и студентки педагогического университета 22-летней Анастасии Стариковой, виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 («мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору») УК РФ.Суд согласился с позицией государственного обвинения, признал мать и дочь Стариковых виновными и назначил им наказание в виде лишения свободы: Ирине Стариковой – сроком на 3 года, Анастасии Стариковой – сроком на 2 года условно. Кроме того, Ирина Старикова нынче лишена права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в образовательных учреждениях в течение 3 лет.На место директора был назначен Андрей Лентищев. Причем несмотря на то, что педагогический коллектив просил о том, чтобы на руководящий пост был назначен кто-то из заместителей директора, вполне достойный, чтобы стать директором. Какой директор Андрей Николаевич, можно оценивать по-разному. Но есть, например, такой нюанс. На блог начальника Западного окружного управления образования Валентины Бадил пришло такое письмо – крик о помощи: «Уважаемая Валентина Александровна! Мы, родители учеников 3-го «Б» класса школы №888, обращаемся к вам за помощью! Наши дети второй год вынуждены заниматься английским языком в аварийном классе, где отсутствуют стекла в окнах и очень холодно. Дети занимаются в куртках и шапках, температура в классе не превышает 8 градусов. На наши многочисленные просьбы сменить детям класс директор школы Андрей Николаевич Лентищев отвечает отказом, мотивируя это тем, что в школе нет свободных классов, хотя рядом есть 105-й кабинет, который был отремонтирован к выборам и теперь постоянно закрыт, ждет членов избирательной комиссии. Получается, что дети должны мерзнуть и бесконечно болеть, а теплый отремонтированный кабинет пустует в ожидании выборов и членов комиссии. Почему наша учительница английского языка Елена Васильевна Абрамова должна сама бегать по школе и искать теплый кабинет, а когда его не оказывается, вынуждена вести детей в холодный 107-й кабинет? Мы неоднократно пытались решить этот вопрос в стенах школы, но постоянно получаем отказ, поэтому просто вынуждены были обратиться к вам. Помогите нам и нашим детям.С уважением родители учеников 3-го «Б» класса школы №888».Если все правда, то что это за директор, при котором дети второй год мерзнут на занятиях?!Валентина Александровна на своем блоге отвечает на письма, и на это она тоже ответила. Ответила так: «По вашему обращению от 01.12.2010 г. инженером дирекции была проведена проверка помещений СОШ №888. В результате инспектирования 02.12.2010 г. класса №107 было выявлено: данное помещение является кабинетом технологии, находится в удовлетворительном состоянии, остекление на окнах целостное. Однако окна не заклеены, что и явилось причиной понижения температуры в кабинете. Температура в кабинете на момент проверки составляла 15,5 °С, при норме 18 °С (температура окружающей среды – 22 °С).Руководству СОШ поручено в кратчайшие сроки провести утепление оконных блоков.На данный момент занятия английского языка перенесены в кабинет второго этажа №204». До этого, выходит, директор Лентищев о ситуации и не подозревал? Самое интересное, что за это директору публично не объявили ни выговора, ни замечания. Если кому-то показалось, что для ликвидации конфликта достаточно заклеить окна, то другим, вполне вероятно, захотели заклеить и рты. Но не для того Исаак Калина заводил свой раздел жалоб и предложений на сайте Департамента образования. Понятно было, что конфликт с Лентищевым просто так не закончится, тем более что обращения педагогов в Западное управление образования ни к каким изменениям не привели. Очередное письмо на сайте появилось, правда, его автор указала только имя. Вот что было написано на этот раз: «Уважаемый Исаак Иосифович! Спасите нашу школу №888 ЗАО! Второй год директором школы работает Лентищев Андрей Николаевич, за эти полтора года школа просто пришла в упадок. Мы сами окончили эту школу, привели сюда детей к любимым учителям. Нынешний же директор делает все для того, чтобы наши учителя ушли из школы, не дает им нагрузку, не дает нормально работать. В итоге в школе появилось много некомпетентных учителей, учитель начальных классов между делом ведет математику в 5-х классах, зам. директора по безопасности, не имеющий педобразования, является классным руководителем, в 10-м классе на уроке литературы дети вслух читают произведения. Директор не смог найти общего языка с коллективом учителей, поэтому начал сводить с ними счеты, а страдают дети. На прошлой неделе, например, вышеуказанный зам по безопасности заменял урок математики в 8-м классе и поставил всем, кто не пришел на урок, даже отсутствовавшим в этот день, двойки. Те же, кто был в школе, не захотели идти на урок, так как Илья Юрьевич ведет с ними непонятные разговоры о семейной жизни. Дети пожаловались директору, но в итоге порцию крика и оскорблений от И.Ю. получили они. У 9-11-х классов в этом году распоряжением директора сокращаются каникулы на неделю, потому что их обязывают посещать до 31 декабря учебный лагерь, который никому не нужен, кроме администрации. Учителя и родители неоднократно обращались в Управление образования ЗАО, к вашей предшественнице с подробными описаниями беспредела в школе, но наши просьбы о помощи оставались без ответа. Помогите нам, пожалуйста, должна же наконец восторжествовать справедливость в нашей школе!» Прочитав письмо, Исаак Калина дал поручение начальнику Западного окружного управления образования разобраться и ответить автору. Логично было, что ответ последует оперативно, ведь история с 888-й  давно не секрет. Кстати, жалоба и на этого директора уже давно лежит в Госдуме РФ, и вполне вероятно, что и ее вышестоящие инстанции разбирают самым тщательным образом, может быть, пока только не нашли экономических нарушений, но за этим, как говорится, дело может и не встать.Ответа на письмо, поступившее на сайт МДО, не было долго, хотя был подходящий случай расставить все точки над i, хотя было ясно, что на этом поток писем не завершится. И он не завершился.Следующее письмо было озаглавлено «Некомпетентность и безразличие – главные враги образования», автор его – один из талантливых учителей 888-й Дмитрий Шутов, председатель профсоюзной организации, кандидат философских наук, учитель истории, выпускник этой же школы. Причем написал он по поручению школьного профкома такое письмо: «За последние три года в нашей школе №888 (Западный округ) сменились три директора. В 2008 году с поста директора в связи с возбуждением уголовного дела была уволена И.Старикова. До этого неоднократные обращения коллектива учителей в Западное окружное управление образования для того, чтобы привлечь внимание к… деятельности И.Стариковой, игнорировались. Следующий директор была переведена к нам с должности директора школы №808. Всего через год без видимой причины она была отправлена возглавлять школу №749. Нынешний директор А.Лентищев также был переведен к нам из другой школы (№261), где он отработал директором только год. Неужели это нормально, когда директоров переводят из школы в школу? Разве может школа нормально развиваться в условиях многолетней административной чехарды?Но что за кадры назначают директорами? И.Старикова впоследствии признана судом виновной в совершении мошенничества и использовании служебных полномочий в корыстных целях. Лентищев постоянно нарушает закон, но вышестоящие инстанции это упорно игнорируют. Еще с марта 2010 года он «увеличил» себе нагрузку, добавив к ставке директора, часам математики еще и полставки социального педагога. Есть у нас «близкий» ему сотрудник, который одновременно занимает должности заместителя директора по обеспечению безопасности, социального педагога (0,5 ставки), инженера по охране труда (0,5 ставки), классного руководителя, педагога-организатора ОБЖ. Примерный подсчет показывает, что этот «работяга» должен работать в школе более 90 часов в неделю. У этого «трудолюбивого» сотрудника есть жена – заместитель директора по воспитательной работе, которая имеет также 0,5 ставки социального педагога. Получается, что она заместитель директора по ВР и собственный начальник, а также начальник своего мужа. Возмущенным педагогам отвечают, что нарушений законодательства нет. С приказами по школе от 1 сентября коллектив знакомят лишь в октябре-ноябре. В этом тоже нет нарушений?Закономерно, что при таком контроле «сверху» соблюдать устав школы №888 директору совсем необязательно. Г-н Лентищев присвоил себе функции, принадлежащие совету школы: утверждение плана развития школы, утверждение правил внутреннего трудового распорядка. Совет школы, как и конференцию (высший орган самоуправления), директор не собирает, а все вопросы г-н Лентищев решает сам. Также и с педагогическим советом, который – по уставу – «обсуждает и проводит выбор учебных планов». Учебный план на текущий год на педсовете даже не обсуждался. Профсоюзная организация игнорируется, директор в нарушение закона о профсоюзах отменяет или переносит профсоюзные собрания, не согласовывает с профкомом ни один локальный документ: ни распределение нагрузки, ни тарификацию, ни инструкции по охране труда, ни увольнение работников по сокращению штата (нарушение ст.ст. 8, 190, 212, 372, 373 ТК РФ). Тем педагогам, кому такое положение кажется ненормальным, кто выступает с критикой г-на Лентищева, он уменьшает нагрузку. Ради этого он даже отдал уроки русского языка в 10-м классе учителю начальных классов без соответствующего образования, а детям через год сдавать ЕГЭ. Правда, после «визита» представителей управления некоторые перегибы были исправлены, что свидетельствует о правоте коллектива педагогов, нарушения-то были, полная же безнаказанность директора привела лишь к ухудшению ситуации. Коллективу учителей бросают упрек: мол, не хотите работать – вот вам директор и не нравится. Ответим: в прошлом учебном году ученики нашей школы заняли призовые места в 32 конкурсах и олимпиадах разного уровня, в том числе регионального. При этом 85% победителей и призеров олимпиад подготовили педагоги, открыто выступающие с критикой действий г-на Лентищева. Они же подготовили и издали научно-методический сборник и детский литературный альманах. Но вместо благодарности – лишь уменьшение нагрузки. Конечно, тяжелая психологическая обстановка (это же школа!!!), некомпетентность и незаинтересованность администрации, безразличие и попустительство управления не дают и не могут дать возможности школе развиваться. Страдают в конечном итоге дети.Говорят, что директор – руководитель, который должен мотивировать педагогов к творческому труду. Звучит правильно, особенно если учесть, что все это звучало в Год учителя. Но, к сожалению, это не о нашей школе…»И по этому письму Исаак Калина дал поручение – разобраться и подготовить ответ. С тех пор – тишина. Так и не понять, кто виноват, а кто не виноват, какие шаги предприняты для нормализации обстановки в школе. Не стала бы предавать огласке всю эту историю, но она и без того уже известна всей Москве, и не только. Спрашивается, а кому это нужно и прибавляет ли авторитета Департаменту образования и лично его руководителю?Одна информация о школе №888 радует: ее выпускник 1990 года Александр Кибовский назначен руководителем Комитета по культурному наследию Москвы. Что ж, наши поздравления школе, которая сумела дать путевку в жизнь такому питомцу, правда, совсем при другом директоре.Материалы на сайтах читала и удивлялась Виктория МОЛОДЦОВАПродолжение в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте