– Работа в школе заставляет задуматься, посмотреть под другим углом на многие проблемы обучения. В школе я работаю 1,5 года, и одной из проблем, с которыми я столкнулась, стало отсутствие заинтересованности, блеска в глазах детей. Такие ответы дают ученики на вопрос, нравится ли им учиться в школе.
Я начала искать причину, ведь от нее зависит то, как строить образовательный процесс. Найти ответ мне помогло тестирование, проводимое по методикам Московского центра качества образования в средней общеобразовательной школе №1940. В этой школе было проведено обследование адаптированности, и я принимала в нем непосредственное участие. Обследование выявило показатели в среднем по классу и отдельно по каждому ученику. В результате мы смогли увидеть уровень развития познавательной сферы учащихся, то есть интеллектуального развития, позволяющего успешно учиться в школе. Посмотрели мы и индивидуально-личностные особенности детей, а именно мотивацию, усвоение норм поведения в школе, успешность пребывания в роли ученика, взаимодействие со сверстниками. Отдельно в каждом случае была обследована роль семьи в процессе адаптации, то есть установки родителей, их помощь ребенку в обучении. Наибольший интерес у меня вызвали показатели мотивации. Развитие мотивационной сферы среди других компонентов школьной зрелости выделяет Л.Божович, так как именно учебная мотивация и познавательный интерес становятся основой учебной деятельности. В 32% случаев познавательная мотивация ниже среднего, то есть она не ведущая. А какая же тогда может считаться ведущей? Это и стало темой моей работы.Для проведения исследования мы получили: обзор психолого-педагогической литературы по данной проблеме; наблюдение (личный опыт как учителя начальной школы); определение мотивации учения по методикам М.Матюхиной; рисуночные тесты «Что я люблю делать в школе», «Мой день в детском саду». Исследование проводилось в школе №1940, в результате было выявлено несоответствие развития познавательной и личностной сфер. Если рассматривать ситуацию в среднем по классу, то получается, что при развитии навыка чтения, письма и счета выше среднего мотивация учения ниже среднего. По данным опроса учителей начальной школы этого же образовательного учреждения, 4 первоклассника на 1 сентября 2010 не умели читать. Если рассмотреть один класс, о котором отзываются как о более сильном, то в нем два первоклассника читали бегло, 8 учеников читали по слогам, а буквы знали все дети. В среднем по классу развитие навыка чтения, письма и счета выше среднего, но если сравнить с показателями мотивационной готовности, то они ниже среднего. По результатам исследования адаптированности отдельных учеников видно, что при развитии познавательной сферы выше среднего мотивационная сфера личности ученика не достигает достаточного уровня развития, а значит, требует специализированной помощи взрослых. Возникает диссонанс в развитии, а усвоение правил чтения еще не говорит о сформированности коры и лобных долей головного мозга, которые отвечают за пространственное, ассоциативное и творческое мышление, а также связаны с деятельностью второй сигнальной системы. У детей не возникает внутреннего посыла к познанию. Для выявления ведущих мотивов учения мы использовали рисуночную методику – ученики рисовали, что им нравится делать в школе. У большинства (24 человека) были внешние мотивы – на рисунках изображены 1 сентября, поход в музей, школьные принадлежности, а это позиционный и социальный мотивы, то есть дети демонстрировали: хочу стать взрослым, быть похожим на взрослого. У 14 первоклассников на первом месте внутренние мотивы учения, то есть сам учебный процесс – урок, общение с учителем. Чтобы проследить, происходит ли смещение ведущих видов учения во 2-х и 3-х классах, исследование мотивации проводилось по методике Матюхиной. В результате было выявлено, что у 10 учащихся ведущими стали познавательные мотивы – они выбрали «Люблю думать, рассуждать на уроке. Люблю решать задачи разными способами». У 8 человек – мотив получения отметки, у 4 – мотив долга и ответственности, у 3 учеников – мотив собственного благополучия, то есть они все делают, для того чтобы их не ругали родители и учителя. Таким образом, изменения не происходят, следовательно, формирование познавательной мотивации должно начинаться еще в дошкольном детстве. Поэтому мне стало интересно исследовать причины доминирования внешней мотивации у такого количества первоклассников. Для этого мы провели исследование по рисуночной методике «Мой день в детском саду» у дошколят. 50% детей нарисовали занятия, а не игру, которая считается ведущим видом деятельности для детей 6, 6,5 и даже 7 лет. Получается, что вместо ролевой игры детей готовят к школе, не закладывая базы для обучения, дети приходят, не наигравшись, не различая социальных ролей, не понимая роли ученика. В свою очередь опережение темпов развития влечет нарушения эмоциональной стороны личности. Доказательством может служить рисунок ученика первого класса. Он считает, что не умеет рисовать, зато вместо рисунка написал, что любит делать в школе. Снижение стремления к творчеству делает обучение неинтересным, непонятным, так как все программы для начальной школы построены именно на воздействии на эмоциональную сторону личности.Я работаю в первых классах второй год, и оказывается, что уже в 1-м классе возникает эмоциональное переживание: «Со мной никто не хочет дружить». Причина – неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, хотя ученики должны были активно общаться именно в рамках отношений «ребенок – дети» еще в дошкольном детстве, главным образом во время ролевой игры. В школе для решения этого вопроса важна работа учителя и психолога по формированию классного коллектива и комфортного психологического климата.Большую роль в процессе формирования мотивации к обучению играет семья. У ребят с низкой мотивацией неблагоприятная семейная атмосфера и низкий престиж учения в семье. У тех же учеников, у которых западает мотивация, но есть высокое влияние семьи, на достаточном уровне развита интеллектуальная сфера, адаптация к школе протекает с наименьшими потерями для детей и формированием внутренней мотивации учения.После проведенного исследования мне как учителю важно определить образовательные технологии, которые сделают обучение моих учеников наиболее эффективными. Поэтому я предполагаю, что работа в деятельностном подходе в сочетании с игровыми методиками позволит повысить учебную мотивацию, так как, во-первых, этот подход основан на самостоятельном поиске выхода из затруднения и обеспечивает понимание материала, во-вторых, сочетание с игровыми методиками, особенно в 1-м классе, позволит компенсировать недостаток ролевой игры в дошкольном детстве. Но это тема моей следующей работы.
Комментарии