На этот вопрос ответ есть у члена-корреспондента РАО Натальи ВИНОГРАДОВОЙ, которая взялась за нелегкий труд редактора нового учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах», предназначенного для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, который выпущен издательством «Энас». Об этом Наталья Федоровна рассказала педагогам – участникам педагогического марафона, проходящего в Московском городском Доме учителя.
Не буду говорить о том, как важно, чтобы у всех нас были сформированы правила поведения не только в экстремальных ситуациях, но и в обычной, реальной жизни. Наверное, каждый из нас – педагогов, родителей, просто граждан – постоянно задает вопрос: почему люди, имея знания, не применяют их на практике, почему знания не переходят в реальную жизненную ситуацию.
Когда мы взялись за создание нового комплекта – это, честно говоря, была инициатива издательства, и когда я увидела первые разработки, первые проекты, рукописные материалы, то поняла, что выбран верный путь. Первый вопрос, на который решили ответить авторы комплекта своими пособиями, при каких условиях знания перейдут или переходят в поведение? Весь комплект на этот вопрос отвечает. Может быть, это не сразу заметно, не каждый из практических работников сразу вычленит эту линию, но она абсолютно четко присутствует, и это наша генеральная линия, наша концептуальная позиция.
Работа над новым учебно-методическим комплектом была сложной. Во-первых, он должен был учитывать все новые правила дорожного движения, которые действуют с прошлого года, во-вторых, он должен был учитывать психологию восприятия информации дошкольниками и младшими школьниками, что, конечно, всегда сделать непросто.
Мы взяли прежде всего линию, отработанную психологами: есть знание, есть поведение и есть звено, которое позволяет знаниям перетечь в поведение. Это звено, как его называют психологи, – личностный смысл или мотив действенности. Поэтому первая наша задача заключалась в том, чтобы дать не формирование правил, знаний правил, знаков дорожной разметки, а сформировать мотивацию поведения школьников на улицах, дорогах, в общественном транспорте и так далее.
Комплект еще не вышел, но уже его рецензировали, смотрели работники ГИБДД разного уровня. Один из очень уважаемых товарищей, находящийся в больших чинах, званиях и на большой должности, посмотрев наши разработки и прочитав одну из них, сказал так: не нужно ничего упрощать, нужно давать правила такими, какие они есть, пусть дети их заучивают наизусть.
Что он имел в виду, когда говорил, что не нужно ничего упрощать? Дело в том, что среди многих фотографий в пособии – комплекте для третьего класса – есть фото курицы, которая переходит дорогу. Рядом на странице сидит очаровательный ученый кот – герой этой книжки и говорит: «Намотай себе на ус: если курица знает, как переходить через дорогу, то нам, детям и котам, стыдно не соблюдать правила! По-моему, так, а ты как считаешь?» Вот прочитав это, уважаемый товарищ в чинах сказал: «А я считаю по-другому: при чем тут какие-то коты и курицы, надо, чтобы дети четко знали «Правила дорожного движения», выполняли их и все!» Я ему на это сказала: «Для этого не нужно создавать никаких комплектов. Рождается человек, и в роддоме ГИБДД вручает ему «Правила дорожного движения», и пусть всю свою сознательную жизнь он их учит!» Я спросила человека в чинах: «Разве ваши водители на дорогах не знают «Правила дорожного движения»? Почему же они их нарушают?» То есть мне пришлось прочитать ему мини-лекцию о том, что с детьми этот трюк не проходит, и это наша первая позиция.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен погрузить себя в эту ситуацию, потому что, например, ребята целый урок разговаривают о дружбе, красиво о ней говорят, читают литературу, обсуждают героев, а потом выходят в коридор и начинают на перемене драться. Когда к ним подходишь и спрашиваешь: «Ребята, вы же только что говорили и читали о дружбе, почему же вы недружественно относитесь друг к другу?», то они отвечают: «Так ведь это про Маню, Петю, Ваню, а не про меня». Перенос, погружение, идентификация себя с другим человеком, децентризм, когда я должен вытащить себя из собственной ситуации и погрузить себя в другую ситуацию, позволяют появиться мотиву деятельности.
Какие психические процессы обеспечивают адекватность поведения человека – прежде всего, конечно, нашего дошкольника и школьника – на дорогах, на улицах, вообще везде и в разных ситуациях? Для нас был очень больным вопросом именно этот, потому что легче всего было бы идти по знаниям, сначала познакомить ребенка со светофором, потом с тем правилом движения, другим правилом и так далее.
Одна учительница нам сказала: «А зачем знакомить ребенка со знаками, которые вообще не имеют к нему никакого отношения? Для чего им знать, например, знаки «Скользкая дорога», «Одностороннее движение» или «Поворот направо»?» Обсуждение этого мнения было для нас архиважно, потому что умение выделять нужный предмет из окружающего мира – условие успешного поведения, действия.
Второе важное умение – умение проектировать, ориентироваться, оценивать обстановку. У нас даже депутаты Государственной Думы РФ не всегда имеют элементарное умение предвидеть: они сначала принимают закон, а потом начинают поправлять его. А педагогике вообще формирование умения предвидеть, оценивать, прогнозировать, контролировать не свойственно. Например, когда я спрашиваю сотни и тысячи учителей, проводя обследование, для чего вам нужна контрольная оценка в школе, какова цель контроля и оценки, то 98% учителей отвечают на этот вопрос так: «Это нужно для того, чтобы проверить, чего ребенок не знает!» То есть ситуация такова: учителю нужно поймать и наказать. А ведь ситуация контроля и вообще контролирующая деятельность имеет в виду принципиально другой характер: учителю нужно было бы узнать, что ребенок знает и что он, педагог, делает не так и поэтому ребенок чего-то не знает, чего-то не умеет. Та же самая ситуация с «Правилами дорожного движения». Поэтому формирование умения определять меру опасности, предвидеть, ориентироваться в окружающей обстановке очень важно.
А что значит умение ориентироваться? Когда я спрашиваю людей, занимающихся вождением автомобиля не профессионально, а любительски, на что они реагируют, подъезжая к светофору, то значительное количество взрослых ориентируются на цвет. А вот дети младшего школьного возраста сначала ориентируются на место, на то, где загорается тот или иной знак: вверху, в середине или внизу. Взрослый водитель не может ответить сразу, где находится зеленый знак, он напрягается, прежде чем ответить, отвечает не с ходу, потому что это его способ пристроиться к этой обстановке. Если светофор закрыт автомобилем, он не знает действия. Если он видит только верхнюю, негорящую точку, он может не предположить, какой цвет, потому что у него недостаточно умения в этом определенном пространстве выделить цвет. Человек в больших чинах и тут мне сказал: «Что значит не различают зеленый и красный цвет?» Различают, и если мы даем им предметы, предлагая выделить предметы красного цвета, то водитель абсолютно все различает, но когда мы ему предлагаем среди множества разноцветных предметов зафиксировать свое внимание на определенном цвете, горящем в определенной точке, вот тут беда. Значит, нужно не просто вызубрить, что на зеленый свет иди, на красный стой, на желтый приготовься идти, а сформировать вот это умение ориентироваться в этой дорожной ситуации. По такому принципу и построен весь учебно-методический комплект, то есть мы учим ребенка каждый раз оценивать ту ситуацию, в которую он попадает. В этом ему помогает соответствующий дорожный знак. Если написано «Обрати внимание: скользкая дорога», то это знак не для водителя (вернее, не только для водителя), но команда и для тебя: не спеши, остановись, рассчитывай тормозной путь на скользкой дороге, но и посчитай в уме, сколько это – десять, двадцать, тридцать метров, прикинь на глаз. Все это чисто интеллектуальная деятельность, которая к сфере знаний не относится. Я не автор, только редактор комплекта, поэтому со стороны могу сказать, что его авторам удалось выстроить эту линию.
Весь комплект построен по линейно-концентрическому принципу, это значит, что тянется одна линия, одна проблема перетекает из первого класса во второй, третий, четвертый. А с другой стороны, каждый раз эта проблема утяжеляется, усложняется, причем не с содержательной, а именно с аналитической стороны, поскольку усложняется ситуация, в которой ребенок должен выполнять некие действия. Конечно, именно поэтому эти средства обучения можно назвать природосообразными. То есть они в полной мере соответствуют возрастным возможностям и особенностям младших школьников.
Важен прежде всего, конечно, методический аппарат, герои – мальчик и девочка, которые высказывают определенные мнения и с ошибками и без ошибок, класс должен оценить что правильно, а что неправильно и почему, кот, который выполняет роль героя, ставящего последнюю точку, обобщающего все, что изучалось. Он констатирует на юмористическом уровне, вызывает улыбку и вместе с тем демонстрирует твердый мотив: «Уж я-то делаю все, как умный кот, я-то делаю все по-другому!» Наращивание этого мотива я считаю очень удачной находкой авторов, и она, конечно, работает.
Возможности для разных форм организации занятий очень большие. Тут и парная, и групповая, и коллективная работа, и дидактическая игра, и очень много ролевых игр. Мы специально, умышленно сделали большой упор на такие ролевые игры, когда ребята берут на себя роль пешехода, пассажира и других участников дорожного движения и разыгрывают эту ситуацию. Если я принял на себя роль, то я ее буду стараться переносить в собственную жизнь.
Я – автор предмета «Окружающий мир» и, наверное, именно поэтому считаю, что тенденция отдельные знания оформлять в отдельный, да еще и одночасовой, предмет неверна. Одночасовой предмет – нулевой КПД, абсолютная бессмыслица. Младший школьник совершенно по-другому воспринимается мир, нежели мы часто думаем. Он воспринимает мир целостно, для него огромный труд разорвать мир, который его окружает, на мир звуков, красок, правил, величин, людей и так далее, на учебные предметы. Поэтому, как только вводится новый учебный предмет, у учащихся начинаются новые проблемы, хотя для учителя, конечно, значительно проще преподавать отдельный предмет, чем интегрировать его с другими. Достоинства нового комплекта в том, что он предоставляет три возможности. Первая – богатейший материал к программе «Окружающий мир», где четко прописана безопасность поведения на дорогах и не только на дорогах, но и вообще в жизни. То есть ни в одном учебнике, даже в хорошем, нет такого прописывания, этот материал дан в помощь учителю в проведении уроков «Окружающего мира». Вторая – выстроенная линия факультатива, кружка, абсолютно ничего дополнительно придумывать не нужно, бери пособие, бери методичку к нему, проверочные тесты, и все это очень интересно. Третья возможность – понятийный аппарат. Конечно, мы должны были все-таки работать на уровне правил, принятых в РФ, не допуская никакой вульгаризации, никакого примитивизма, потому что понятие есть понятие, оно либо есть, либо его не нужно давать. Но одно дело ориентировка в понятиях, а другое – характеристика понятий. То, что от нас обычно требует учитель основной школы (раскрыть характеристику понятия), здесь не требуется, поэтому мы в программе специально не предусматривали, чтобы заучивались правила, какие-то характеристики точно по «Правилам дорожного движения». Все развертывание, вся ориентировка понятий идет в практической деятельности. Мы не сначала все объясняем. В 1-2-м классах нет ни одного объяснения дорожного знака, а просто констатация: вот знак, при нем делают так-то. Только в 3-4-м классах, когда накопился практический опыт, мы позволили себе выдать то правило, ту характеристику понятий и терминов, которые свойственны «Правилам дорожного движения», и то не всех.
С начала этого учебного года апробация нового комплекта идет на экспериментальных площадках 10 школ (в 20 классах) Южного округа. Он одобрен ГИБДД Москвы, первые экспериментальные площадки открыты вместе с ГИБДД, у нас есть пример, когда именно сотрудники ГАИ проводили уроки в московских школах на базе нового комплекта и с привлечением педагогов. Результаты экспериментальной работы станут достоянием всех московских образовательных учреждений. Есть договор с научно-методическим центром ЮАО, что к июню уже появится первый официальный отзыв об этой работе. Департамент образования проведение эксперимента одобрил и всячески поддерживает эту работу.
Комментарии