Виктор ФЕРТМАН, директор государственной столичной гимназии: – Если мы говорим о подростковой, детской, о школьной агрессии, то я убежден: она была всегда и всегда будет, но сегодня она, безусловно, в стадии обострения. Это связано, как мне кажется, не с какими-то политическими вещами, не с тем, что происходит на высших этажах власти или где-то еще, а, как всегда, с некими другими позициями, и прежде всего с какими-то генетическими моментами, с семьей, с тем, что мы привыкли называть эффектом Маугли, то есть с окружающей средой. Сейчас все это сошлось, и мы получаем всплески подростковой агрессии. Нам говорят, что она немотивированная, но это неправильно, так как немотивированная агрессия – та, причину которой мы не смогли увидеть, а потому и не смогли и понять ее всплески.
Есть универсальные объяснения, как мне кажется, того, что происходит, и они гораздо более глубокие, чем все, о чем мы сейчас говорим. Агрессия возникает тогда, когда человек, социальный слой, определенная группа не могут реализоваться, начинают развиваться комплексы, накапливаться энергетика, которую некуда деть. Чем выше уровень самореализации, тем меньше уровень агрессии, не считая, конечно, всего остального. Это совершенно универсально, это не связано с возрастом.Если мы сведем это все к тому, что у нас бездарные учителя, то попадем в систему замкнутого круга. Одни уходят в глухую депрессию, а другие уходят в такую же глухую агрессию. Почему подростки из Бутова, а не из Центрального округа вышли на Манежную площадь? Потому что там у них меньше условий для реализации.Я сейчас хочу обратить внимание на то, что очень удобно свести все к треугольнику «учитель – ученик – родитель». Конечно, если между ними выстраиваются межсубъектные отношения, то проблем намного меньше. Но мы забываем о том, что каждая эпоха формирует героя своего времени, образ этого героя формируется целым комплексом различных процессов. Это и литература, которую сейчас меньше читают, это и кино, это и массмедиа, это и атмосфера улиц, и мода, и музыка. В свое время меня очень сильно потоптали на какой-то пресс-тусовке, когда после выхода фильма «Бригада» я в течение 15 минут просто громил этот фильм, смешивал его с грязью не с точки зрения художественной, а с точки зрения абсолютного безобразия, которое творилось на экране. А ведь это было формирование героя своего времени. С тех пор прошло больше 10 лет, а ведь был еще и «Брат», сейчас выросло поколение родителей тех детей, которые пошли в школу, родителей, которые формировались на этих самых образах. Значит, не надо так уж далеко относить эти «Бригаду», «Брата» и прочие. Эти вещи крутятся, их смотрят, и они воздействуют. Известно довольно много исследований. Исследования – это такая почти неоспоримая вещь, что есть возраст к восприятию кинонасилия, которое потом аукается. Это примерно 9 – 13 лет. Поэтому те, кто тогда смотрел эти фильмы, двадцатилетние. Если учесть, что нынче телевидение совершенно стало беззубым, оно не такое ласковое, доброе и пушистое по сравнению с девяностыми, оно все равно достаточно напичкано насилием, притом на детей сильнее всего воздействует не кинонасилие, не мультяшки, а документальные вещи. И фактически посмотрите программы новостные, они в лучшем случае открываются тем, что какой-то автобус попал под другой автобус.Сергей ЕНКИКОЛОПОВ, заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии наук, член Международного общества по изучению агрессии, профессор МГППУ:- Дети вышли на Манежную площадь, и это было самым сильным потрясением для взрослых в 2010 году, однако это не тенденция этого года, ведь еще в 2009 году был рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. 2010 год стал годом, когда все то, чего общество не хотело видеть и слышать, вышло наружу. Учителя такие же трансляторы культурных ценностей, форм поведения, как и родители. Для некоторых возрастных периодов они даже становятся важнее родителей, то есть выходят на первый план. Поэтому если родители отвечают за рост агрессии, то и учителя должны нести точно такую же ответственность.Школа была сакральным местом, и там было не принято драться, надо было выйти за территорию школы. Сегодня этого нет, она перестала быть этим самым местом, школа демократизировалась, но произошла и десакрализация школы, она потеряла ореол. Пару лет назад мы адаптировали ведущую американскую методику, которая сейчас во всем мире применяется для исследования агрессивного поведения, так наша агрессивность выше итальянской, шведской, японской. Социологические данные Центра социологии и образования, многих других центров показывают, что в школе, к сожалению, есть расслоение не только по экономическому параметру, хотя дети распределяют себя и по экономическим слоям. Все предполагали, что бедные ненавидят богатых, но никто не ожидал, что богатые не меньше ненавидят менее богатых, а также всех бедных и прочих. То есть, грубо говоря, все ненавидят всех. Агрессия – это один из лучших способов защиты, человек считает, что кто-то в школе угрожает его «я», самоутверждается за счет других. Действительно серьезной школьной проблемой стало то, что называется «булинг», когда человек сознательно или несознательно, но мотивированно наносит психологический, экономический, физический ущерб другому. Разные страны стали уделять этому внимание: скандинавы начали в 70-е, американцы – в 90-е годы, у нас до сего времени практически нет работы на эту тему, но это очень важная проблема. Мы делали одно небольшое исследование, сравнивали распространенность булинга в Москве, в подмосковном городе, в Воронежской области и в самом Воронеже. Чем меньше город, чем лучше учителя знают своих учеников и окружение, тем меньше булинга. В Москве он самый большой, в Воронеже меньше, в Подмосковье еще меньше, по некоторым данным других стран, в сельской школе это иногда вообще не наблюдается, а вот в больших городах разброс от 9 до 45 процентов. Студенты в Западной Европе выходят на улицы и громят что угодно. Мы не хотим сопоставить Манеж с греками, французами и англичанами. Правда, одно дело, когда люди выходят на улицу, когда им жить не на что, когда они требуют от правительства, чтобы оно защищало их возможность жить, учиться, другое дело, когда митинг завершается погромом, тогда это не социальная активность, а агрессивное поведение.
Комментарии