search
main
0

Почему наша школа растит дебилов – такой вопрос обсуждался на очередном заседании Международного педагогического пресс-клуба в университете Российской академии образования.

Президент Независимой ассоциации детских психиатров и психологов профессор Анатолий Северный назвал убийственную цифру: три четверти выпускников средних школ страдают той или иной формой психопатологии. По мнению западных ученых, корень зла – в сложившейся системе образования: при большом объеме учебного материала практически отсутствует его логическая основа. Дети, подавляя свои творческие способности, вынуждены вызубривать огромное количество информации, при этом не всегда осознавая цель своих усилий. Кто виноват и что делать? Ответы на эти вопросы пытались найти участники пресс-клуба. Его президент, журналист Андрей Плотов, старался предоставить слово приверженцам самых различных взглядов.

Так, ректор Современного гуманитарного университета (СГУ) Михаил Карпенко считает, что “главные враги” – это классно-урочная система, подавляющая индивидуальность ученика, и всеобщая бесплатность образования, лишающая ребенка чувства ответственности за результаты своих усилий.

Президент филологического отделения Международной академии информатизации Николай Ткаченко пропел дифирамб “сталинской” системе образования, давшей миру великих ученых. Ее несомненным достоинством были качественные учебники, в которых сложные идеи излагались доступным школьникам языком.

“Реквием по зубрежке” исполнил ректор УРАО академик Борис Бим-Бад. Она заглушает в человеке мыслительные способности и потребность в творчестве. Есть разница между тем, кто “под розгами” запомнил что-либо, и тем, кто самостоятельно добыл знания. Память – не самая важная способность человека. Воспитатель должен сориентировать ученика, а не навязывать ему свою точку зрения.

Остро прозвучало завершающее выступление исполнительного директора Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Екатерины Чмыховой. Опираясь на богатый фактический материал и данные научных исследований, она камня на камне не оставила от нынешней системы образования. Взяв за отправную точку классическое определение интеллекта как способности индивида приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям, она сделала вывод, что сегодняшние выпускники наших школ – интеллектуально неполноценные люди. Причин тому несколько. Во-первых, устарели нормативы для средней школы. Во-вторых, руководство Минобразования по-прежнему игнорирует интересы потребителей образовательных услуг – продолжается воспроизводство системы ради самой системы. Никто не проводил исследования, действительно ли тот объем знаний, который предусматривает школьная программа, жизненно необходим молодым людям. В результате дети вынуждены приспосабливаться к “ненормальным” нормативам, жертвуя своим здоровьем и психологическим комфортом.

Ольга УСТИНОВСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте