search
main
0

Почему народ добра не помнит?

Всероссийская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам – 2000. Заочный тур

6-7-й класс

I Демократия

1. Почему реформы Солона считаются демократическими? Назовите признаки, доказывающие демократический характер реформ, а также признаки, показывающие ограниченный характер афинской демократии при Солоне?

2. В чем различия между Земским собором и боярской думой?

3. Как вы полагаете, чьи права в большей мере защищало “обычное право”: человека или общины? Защитите свою точку зрения и постарайтесь ответить на вопрос, почему так происходило?

4. Может ли существовать демократия без разделения властей?

5. Как вы думаете, почему средневековые города Западной Европы нередко называли городами-республиками?

II Выборы

1. По Конституции Российской Федерации правом избирать наделяются граждане, достигшие 18 лет. Как вы думаете, справедлив ли этот закон?

2. Как вы считаете, должны ли выборы Президента России быть всенародными или лучше предоставить право выбора президента парламенту страны?

3. Что бы вы сделали, если бы вас избрали мэром вашего города или главой поселковой администрации?

4. Существует мнение, что “плохое правительство выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы”, согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.

5. В некоторых странах к участию в выборах не допускаются люди, не владеющие грамотой, считаете ли вы данное положение верным?

III Права человека

1. Как вы полагаете, корректно ли говорить о правах человека в первобытном обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы считаете, может ли быть ограничена свобода слова?

3. Каково было положение женщин в средневековой Европе и были ли у них права?

4. Какая разница между гражданскими и политическими правами человека? Какие из них важнее?

5. Как вы понимаете выражение “мой дом – моя крепость”? Как это выражение связано с правами человека?

IV Конституция

1. В какой стране и почему была впервые принята конституция?

2. По Конституции 1993 года в Российской Федерации был введен Конституционный суд, с какой целью это было сделано?

3. Почему в Федеральном Собрании России существуют две палаты, чем они отличаются?

4. В Конституции Российской Федерации говорится о субъектах Федерации, что это такое? Сколько субъектов Федерации в России?

5. В Конституции России говорится, что Российская Федерация – правовое государство, как, по-вашему, является ли Россия правовым государством?

V Права ребенка

1. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на образование, но при этом говорится о том, что именно “родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей”. Как вы полагаете, не противоречит ли это право правам ребенка?

2. Ваш товарищ поделился с вами своей бедой: его бьют родители. Что бы вы могли ему посоветовать в этой ситуации?

3. Представьте, что вас пригласили в комиссию по разработке школьной Конвенции по правам ребенка. Какие наиболее важные права вы предложили бы включить в эту Конвенцию и почему?

4. Нарушаются ли ваши права?

5. Комиссия ООН в течение 10 лет готовила проект Конвенции о правах ребенка. Как вы думаете, почему понадобился столь длительный срок для разработки этого документа?

8-9-й класс

I Демократия

1. Можно ли говорить, что в стране существует демократия, если в ней регулярно происходят выборы?

2. Какими способами граждане Российской Федерации могут оказывать влияние на управление страной?

3. Какое событие в российской истории называют “первой революцией права”? Почему оно так называется?

4. Какую роль играют органы местного самоуправления в развитии демократии в стране?

5. Почему в последнее время многие политики и средства массовой информации выступают за отмену в России пропорциональной избирательной системы и переход к мажоритарной избирательной системе?

Связаны ли между собой система выборов и демократия?

II Выборы

1. Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?

2. В статье 3 Конституции Российской Федерации сказано: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”. Как вы это понимаете?

3. Выборы являются важным механизмом осуществления демократии. Докажите это.

4. Какие нарушения законодательства о выборах имели место в России в ходе предвыборной борьбы? Как с этим можно бороться?

5. В ряде стран существуют различные избирательные цензы. Как вы думаете, является ли это справедливым? Не нарушает ли это демократического характера выборов? Ответ аргументируйте.

III Права человека

1. Английский писатель С.Смайлс говорил: “Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан”. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

2. В последнее время все большее число людей относятся к правам человека как к общечеловеческим ценностям. Как, по-вашему, могут ли права человека выступать в качестве общечеловеческой ценности?

3. Как вы полагаете, от чего зависит соблюдение прав человека в нашей стране?

4. Во Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право на жизнь, и почему. Какие проблемы, связанные с правом человека на жизнь, и почему наиболее остро обсуждаются в мире?

5. Писатель О.Хаксли считал: “Мысль о равенстве может в наше время прийти в голову разве что буйно помешанному”. Приведите аргументы “за” и “против” данного высказывания. Каково ваше отношение к этому высказыванию?

IV Конституция

1. Русский писатель А.Н.Радищев говорил: “Закон, каков ни худ, есть связь общества”. Как вы понимаете это высказывание?

2. Что такое политическая культура? Какова ее роль в обществе?

3. По Конституции Российская Федерация провозглашается республикой. Различают президентскую и парламентскую республики. Какой республикой, с вашей точки зрения, является Россия?

4. В Конституции Российской Федерации существует специальный раздел, посвященный правам человека и гражданина. Как вы считаете, нужен ли в Конституции раздел, связанный с обязанностями человека?

5. Считается, что Конституция в своем содержании должна отражать уже сложившиеся социально-политические реалии. Как, по-вашему, отражает ли Российская Конституция эти реалии?

V Права ребенка

1. В 1999 году исполнилось 10 лет с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка. Нужна ли такая Конвенция в России? Возможно ли действие Конвенции о правах ребенка в современной России? Почему?

2. В Конвенции о правах ребенка говорится, что он (ребенок) может свободно выражать свои взгляды. Насколько это право важно для ребенка? Может ли ребенок в России воспользоваться этим правом? Ответ аргументируйте.

3. Почему происходит нарушение прав детей? Кто и как может защитить права ребенка? Ответ аргументируйте.

4. В Конвенции о правах ребенка записано: “Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Правительство должно сделать все необходимое, чтобы гарантировать развитие ребенка в здоровой среде”. Как вы это понимаете? Ответ обоснуйте.

10-11-й класс

I Демократия

1. В 1917 году политические деятели того времени часто пользовались термином “революционная демократия”. Чем такая форма демократии отличается от “конституционной демократии”?

2. Существуют две точки зрения: 1. Демократия может быть только прямой, иначе – это не власть народа; 2. При прямой демократии никто не несет ответственности за принятые решения. Какой позиции придерживаетесь вы?

3. Существует мнение, что в последнее время демократия в России была дискредитирована. На чем основано такое мнение, согласны ли вы с ним и что надо сделать, чтобы исправить положение?

4. Что в мире понимают под термином “либеральная демократия”, каковы исторические корни такой демократии?

5. Халь Кок в своей книге “Что такое демократия?” писал: “Я склонен считать, что легче задушить демократию в объятиях, чем уничтожить ее критикой”. Как вы понимаете это высказывание?

II Выборы

1. Как, по-вашему, почему в названиях большого числа избирательных блоков и объединений практически не используются такие общепринятые термины, как социалистическая, демократическая, консервативная партии, а превалируют названия типа Спас, Медведь, Яблоко, Кедр, Женщины, Пенсионеры и тому подобное?

2. Как бы вы оценили политическую ситуацию в стране, исходя из количества блоков и объединений, зарегистрированных для участия в выборах в Государственную Думу в 1999 году?

3. Какими средствами можно обеспечить реальный контроль избирателей за деятельностью депутатов? Являются ли существующие средства контроля эффективными?

4. Каково ваше отношение к депутатской неприкосновенности? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Сравните мнения двух людей и выскажите собственную позицию по данной проблеме, подкрепив ее необходимыми примерами.

Наполеон III: “Для политических деятелей часто выгодно исчезать на время со сцены: они избегают таким путем возможности уронить себя в бесплодных сражениях дня, а их репутация не только не падает, но поднимается благодаря их бездействию”.

Цицерон: “Народ не помнит добра, зато хорошо знает тех, кто дает обещания и постоянно находится на виду”.

III Права человека

1. Существуют ли права и свободы, декларированные Конституцией Российской Федерации, которые, по вашему мнению, ущемляются в настоящее время? Каковы причины ущемления прав человека? Какие пути исправления существующего положения вы могли бы предложить?

2. Приведите примеры двойного стандарта в вопросах прав человека. Чем вы это могли бы объяснить?

3. Должно ли наше государство защищать права русскоязычного населения в других странах и права представителей национальностей, проживающих на территории России?

4. Какая существует связь между понятиями “коррупция” и “права человека”?

5. Какие проблемы соблюдения прав человека являются наиболее острыми в современном мире?

IV Конституция

1. Какие проблемы существуют при реализации принципа разделения властей в настоящее время?

2. В каких статьях Конституции определяется механизм реализации принципа сдержек и противовесов? Приведите примеры из политической практики последних лет реализации этого принципа.

3. Могли бы вы перечислить проблемы, возникающие при реализации федеративного устройства нашего государства и предложить пути их решения? Какие решения предлагают политики?

4. Считаете ли вы возможным воссоздание в России монархии или приход к власти фашистов? Аргументируйте свою позицию.

5. Как вы понимаете провозглашенный Конституцией Российской Федерации принцип суверенитета народа? Насколько он успешно воплощается на практике в Российской Федерации?

V Права ребенка

1. Как, по-вашему, есть ли необходимость в существовании Конвенции о правах ребенка? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

3. Как, по-вашему, есть ли в России проблемы с реализацией права детей на получение образования?

4. Как вы понимаете статью 16 Конвенции о правах ребенка: “1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и достоинство”?

5. Статья 13 Конвенции о правах ребенка гласит: “Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка”. Реализуется ли это право в России? Обоснуйте свой ответ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте