search
main
0

Почему мурчат кошки?

Экологическое пробуждение

В сегодняшнем сложном, разно­образном, энергичном, полном расхождений мире экологические вопросы приобрели глобальный масштаб. Предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания, целью которого является ответственное отношение к природной среде. В ФГОС начального и основного общего образования неоднократно акцентируется внимание на необходимости экологического воспитания для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически целесо­образного, здорового и безопасного образа жизни, формирования у них готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды.

Для детей младшего школьного возраста свойственно особенное единство знаний и переживаний, которые дают возможность говорить о формировании у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны соучаствовать в формировании экологической ответственности детей. На уроках окружающего мира, литературного чтения дети получают знания о бережном отношении к природе. Эмоциональный отклик вносят уроки изобразительного искусства: дети учатся видеть красоту природы, изображать ее. На уроках технологии появляется возможность практической деятельности ребенка, направленной на формирование умений экологического характера, например, при изготовлении кормушек. Так формируется понимание того, что все в мире взаимосвязано, а человек – лишь часть природы.

Учителя задачи экологического воспитания решают не только посредством учебных предметов, но и активно используя потенциал средового подхода в воспитании. Педагоги считают, что очень важно работать со средой, превращая ее в средство гуманистического воспитания.

Л.С.Выготский писал, что «если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду», «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом», иными словами, к «разумной организации окружающей среды».

В прошлом учебном году в 1‑м «А» и 2‑м «А» классах нашей школы на классных часах по теме «Движение первых» возникла идея коллективного проекта по озеленению пришкольной территории. Название проекта – «Ветер перемен» – навеяло открытие нового здания школы. За основу были взяты научные подходы ландшафтного дизайна, в организации проекта помогали учитель биологии, ландшафтный дизайнер. Ученики активно изучали пришкольную территорию, проводили наблюдения в разное время суток, оценивая освещенность, размеры участка. На основе результатов наблюдений ребята отобрали семена растений для посадки и стали ухаживать за ними, чтобы затем пересадить их в открытый грунт. Чтобы посевы сохранились надолго, учащиеся придумали создать цветник светолюбивых растений и посадить там многолетние декоративные растения.

На этом ребята не остановились: они провели опрос о знаниях сверстников о лекарственных растениях и решили спроектировать аптекарский огород на пришкольном участке. Отбор лекарственных растений провели с опорой на без­опас­ность растений для окружающих, цветение в весенне-осенний период, теневыносливость, неприхотливость и морозо­устойчивость растений.

Чтобы изучать развитие растений стало возможным круглый год, было решено подготовить план-схему теплицы. К данному проекту подошли не менее основательно: изучили правила размещения теплиц на земельных участках, разработали 3D-макет теплицы и создали календарь использования теплицы с указанием конкретных листов. Материалом для создания стен теплицы выбрали не опасное при повреждении стекло, а ПЭТ-листы, изготовленные из переработанных бутылок. Они прочны, прозрачны, как стекло, но лучше сохраняют тепло и, конечно, экологичны! Венцом проекта стало создание макета цветника светолюбивых растений, аптекарского огорода и теплицы, теперь они будут радовать глаз всех учеников и гостей школы и помогать ребятам в изучении окружающего мира.

Ребята защищали проект «Ветер перемен» на 76‑й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, которая проходила в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А.Тимирязева и стали победителями в номинации «Социально значимый проект».

Ученики 2‑го «А» класса с огромным удовольствием участвовали в проекте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы «Юные экологи Москвы»-2023. Ребята работали над групповым проектом «Жизнь пчел в черте города, в парке «Кузьминки-Люблино». Эта тема очень увлекла ребят. Изучая жизнь пчел, они посетили Музей меда, пасеку в парке «Кузьминки-Люблино», экоцентр «Пчеловодство» на ВДНХ, читали научную литературу, смотрели фильмы, проводили опыты с медом. Ребят удивил факт, что пчел с каждым годом в городе становится меньше, из всех насекомых, живущих на планете, пчела – одно из наиболее полезных насекомых для человека. Они решили помочь пчелам. В июне ребята вместе с сотрудниками Музея меда посадили в парке «Кузьминки-Люблино» медоносные растения и решили, что будут и дальше помогать сотрудникам пасеки в парке «Кузьминки-Люблино».

Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» (секция «Первые шаги в науку») дала возможность появлению индивидуальных экологических проектов младших школьников под руководством учителей и при поддержке родителей. Ученица 1‑го «А» класса Ульяна сама выбрала тему исследования проекта «Почему мурчат кошки?», желая лучше понять своего домашнего питомца, которого очень любит. В процессе работы ребенок внимательно наблюдал за питомцем, строил собственные гипотезы его мурчания. Все оказалось не так просто – кошки мурчат не только от радости и удовольствия. Таким образом, Ульяна поняла, что окружающий мир более сложен и многогранен, а то, насколько мудро устроены кошки, которые имеют природный механизм восстановления здоровья, не перестает удивлять.

Роман, ученик 3‑го «А» класса, выбирал тему вместе со своими родителями, она близка семье и одновременно интересна Роме: это освещение и влияние искусственного освещения на детский организм. Готовились всей семьей не один месяц, собирали научный материал, изучали его, собирали оборудование для практической части. А его одноклассник Андрей с раннего детства интересовался, как влияют различные бытовые отходы на жизнь и здоровье животных и людей. И поэтому эксперимент, который проходил целый месяц, очень увлек третьеклассника. Андрей выращивал обычный горошек, загрязняя почву солевыми реагентами, собранными на улице, растворами моющих средств и использованными батарейками. Проведение работы помогло ребенку освоить такие бесценные навыки, как наблюдение, измерение, фиксирование результатов и формулировка выводов. После завершения проекта Андрей увлекся разведением комнатных растений, изучением составов почв и изготовлением грунта в зависимости от потребностей растения.

Участие в экологических проектах вызывает у ребят огромный интерес к жизни растений, животных, заставляет обратить внимание на экологические проблемы города, задуматься о том, как сберечь природу.

Родителям на период подготовки проекта учеником начальной школы может потребоваться скорректировать свои выходные, помочь с подбором материала, а также погрузиться в предмет проекта. Но в этом участии и совместной работе, по мнению родителей, есть неоспоримые плюсы и возможности!

– Мой сын работал в одной группе с ученицами 2‑го класса и имел возможность на практике ознакомиться с азами менеджмента. Он узнал, что такое командная работа и общая цель, как построена работа в команде и распределяются роли, как планируется работа и проводятся встречи-обсуждения, как твой вклад может повлиять на общий результат, – делилась впечатлениями мама Мирослава, ученика 1‑го «А» класса.

Родители отмечают важную роль их вовлеченности в проект и осознание его важности для ребенка:

– Да, можно просто найти и оформить информацию из Интернета, сделать все за пару вечеров вместо ребенка и выдать ему готовый текст для презентации. Но тогда для ребенка это будет скучно, непонятно, вряд ли он согласится участвовать в следующий раз. Моя заинтересованность как родителя состояла именно в том, чтобы показать сыну, что любая предметная область, если ты ей увлечен, становится интересной.

При выполнении проекта по озеленению пришкольной территории «Ветер перемен» у детей появилась возможность пообщаться со специалистами ландшафтного дизайна и биологами, увлеченными своей работой. Погружение в новые предметные области расширяет кругозор ребенка, поддерживает его любопытство и желание узнать что-то новое, развивает способность мыслить широко и нестандартно. Коммуникации с успешными людьми положительно сказываются на формировании самого ребенка как успешной личности, а в более старшем возрасте еще и способствуют социализации и созданию личного нетворкинга. Мама Леры рассказала, что в ходе работы над проектом «Ветер перемен» дочь особенно заинтересовалась экзотическими растениями, которые можно вырастить в теплице. Она нашла их в оранжерее в Царицыне и поставила себе цель – обязательно вырастить их в следующем году с дедушкой в своей теплице. Неожиданно после проекта Лера стала придумывать, как можно было бы изменить территорию около дома.

Новая и интересная социальная среда, в которую дети погружались в ходе экологических проектов, позволила получить не только новые знания, но и опыт новых видов деятельности: анкетирования, опросов одноклассников, макетирования, садоводства, ландшафтного дизайна, опыт первых публичных выступлений в общественной среде:

– И вообще, это просто очень здорово, когда ты, первоклассник, выступаешь на конференции в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А.Тимирязева!

В этом учебном году по инициативе третьеклассницы Валерии, вступившей в «Движение первых», ребята приняли участие во Всероссийской акции «Благо твори!». Они стали большим волонтерским отрядом и организовали сбор макулатуры среди учащихся начальной школы. Ребята узнали о том, сколько деревьев можно спасти, собирая макулатуру. После этого мероприятия и дети, и родители пересмотрели свое отношение к сортировке мусора.

В результате работы над индивидуальными и коллективными экологическими проектами педагоги убедились, что интеграция среды позволяет полнее использовать ее возможности в воспитании школьников, повышает надежность проектной деятельности.

Ольга КОЖУРОВА, администратор школы №825 имени В.А.Караковского, кандидат педагогических наук;

Наталья ГРИГОРЬЕВА, Елена КОНОВАЛОВА, Елена ТАМАРИНА, учителя начальных классов школы №825 имени В.А.Караковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте