search
main
0

Почему Москве нужна интернационализация профессионального образования?

Как показывают международные исследования в области глобализации в сфере образования, большинство систем образования сталкиваются со схожими вызовами, используют схожие концепции при проведении исследований и разработки образовательной политики.

Векторы интернационализации в сфере высшего и профессионального образования в общем виде обусловлены повышением требований к умениям и риском поляризации умений, что приводит к необходимости реформирования действующих систем. Адекватных решений всех организаций, занимающихся образованием и обучением, требуют такие изменения, как отказ от узкоспециализированных умений, «привязанных» к конкретному рабочему месту; осознание необходимости формирования более широких, в том числе аналитических,  умений;  переход от сугубо технических рутинных операций к автономной деятельности в различных контекстах;   уменьшение потребности в рабочих местах в производственном секторе за счет ее роста в сфере услуг; возрастание потребности в международных умениях и компетенциях.В целом все современные процессы интернационализации можно условно разделить на процессы международного распространения опыта, с одной стороны, и процесс «конкурентного подражания» на национальном уровне, с другой. При этом можно подразделить все процессы на собственно интернационализацию и европеизацию.  Как показывают исследования, стимулы к интернационализации образования включают в себя установление сотрудничества; продвижение культуры страны; политические интересы; финансовые интересы; желание улучшить систему образования своей страны; развитие человеческого капитала. На системном уровне процессы интернационализации проявляются в разработке новых концепций и стратегий развития, это, например, концепция обучения в течение всей жизни, Болонский процесс для высшего образования, Копенгагенский процесс для довузовского профессионального образования, Лиссабонская стратегия и в ее рамках стратегии «Образование и обучение-2010» и «Образование и обучение-2020», Туринский процесс. Интернационализация – это и формирование таких конкретных механизмов обеспечения сравнимости квалификаций, как система накопления и переноса зачетных единиц для высшего и довузовского профессионального образования (ECTS и ECVET соответственно), общие принципы обеспечения качества для высшего и профессионального образования, Европейская рамка квалификаций, модели обучения на рабочем месте; деятельность профильных международных организаций, реализующих совместные транснациональные исследовательские и практико-ориентированные проекты (например, проекты Socrates, Tempus, Leonardo), формирование сетей взаимодействия  в рамках таких организаций, как Международная ассоциация профессионального образования (IVETA), Международная организация World Skills International, Европейская ассоциация образования взрослых (EAEA), Европейский форум профессионального образования (Ef VET), Сеть по обучению тех, кто обучает  (Training of trainers network), Европейская сеть по формированию политики в области профессиональной ориентации для обучения в течение всей жизни (European Lifelong Guidance Policy Network/ELGPN); Международная ассоциация образовательного и профессионального консультирования (International Association for Educational and Vocational Guidance – IAEVG), Европейская сеть обеспечения качества профессионального образования и обучения (ПОО) (European Network on Quality Assurance in VET – ENQA-VET); Европейская сеть обеспечения качества высшего образования (ENQA).В целом за последние 30 лет интернационализация приобрела  беспрецедентные масштабы, чему содействовали и содействуют различные международные проекты и программы. В ходе их реализации  осуществляется разработка  инновационных моделей проектирования образовательных программ, обеспечения качества  и управления в сфере профессионального образования, формируется экспертное сообщество, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов, а также определяются общие задачи взаимодействия и сотрудничества. Поиск общих решений и моделей в сфере профессионального образования вызван помимо политических, экономических и социальных факторов растущей экспансией высшего образования, приводящей к росту конкуренции между выпускниками систем профессионального и высшего образования. Этому же содействует и появление новой степени практико-ориентированного бакалавра.  При этом каждая страна осуществляет поиск путей сохранения и приумножения особенностей собственной системы профессионального образования. Важнейший инструмент интернационализации мобильность, поскольку она обеспечивает обмен знаниями, кросс-культурный обмен и освоение международных компетенций. Развитие процессов интернационализации неразрывно связано с процессами признания неформального и ранее полученного обучения. Как показывают исследования, в Европе отмечается устойчивый рост процессов признания как фактора, способствующего снижению уровня безработицы,  усилению ориентации образования на потребности рынка труда, сотрудничества, стимулирующего развитие, между заинтересованными сторонами, обеспечивающего расширение доступа к получению квалификаций, а также облегчающего переход от обучения к трудовой деятельности. В этой связи во избежание ухудшения качества квалификаций и снижения уровня обучения из-за «открытия» доступа к квалификациям, присужденным по результатам неформального и спонтанного обучения, разрабатывают единые подходы к оценке результатов обучения и единые критерии качества квалификаций независимо от форм их освоения. Усиление интернационализации российского профессионального образования стало объективной необходимостью и предметом деятельности различных структур, и прежде всего в части ее информационного и методического обеспечения. Именно в этом ключе и строится одно из направлений деятельности Московского института развития образования, ориентированное на участие в деятельности международных организаций в сфере профессионального образования и обучения; проведение мониторинга достижений по основным направлениям интернационализации; оказание методической помощи образовательным организациям профессионального образования в части реализации инициатив в области интернационализации.В рамках этого направления осуществляется поиск ответов на такие вопросы: «Какие модели стали доминировать и вышли за пределы национальных границ?», «Какие механизмы заставляют страны заимствовать, интерпретировать, апробировать и внедрять  глобальные модели?», «Что обеспечивает успешность тех или иных моделей?». Для этого запланировано проведение аналитических исследований международного опыта модернизации профессионального образования в контексте развития экономики, основанной на знаниях по таким направлениям, как обучение в течение всей жизни, социальное партнерство в сфере профессионального образования, профессиональная ориентация и консультирование, управление профессиональным образованием, инновационная педагогика профессионального образования, национальные рамки и системы квалификаций, признание ранее полученного обучения, развитие обучения на рабочем месте,  прогноз потребности в обучении. Для осуществления этой деятельности в МИРО создана лаборатория сравнительного и международного образования, основная задача которой содействовать интернационализации общего среднего, профессионального и высшего образования.Конкретные направления деятельности лаборатории включают в себя изучение международного опыта в области общего среднего образования для выявления образцов успешной практики, изучение международного опыта в сфере среднего профессионального и высшего образования для выявления образцов успешной практики по взаимодействию сферы труда и сферы образования (социальное партнерство, частно-государственные партнерства), качеству профессионального и высшего образования, принципам разработки образовательных стандартов и программ, отражающих потребности сферы труда, профессиональной ориентации и сопровождения развития карьеры, непрерывному профессиональному образованию и обучению в течение всей жизни, национальным рамкам и системам квалификаций, сертификации квалификаций и признанию неформального и ранее полученного обучения, подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения, управлению образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования, анализу образцов лучшей практики для формирования предложений по различным аспектам модернизации российского общего среднего, профессионального и высшего образования, консультированию заинтересованных сторон по вопросам современных тенденций развития общего среднего, профессионального и высшего образования.В настоящее время силами сотрудников лаборатории реализуются проекты  «Современное состояние и международные  тенденции развития профессионального образования и возможности использования зарубежного опыта в системе образования Москвы», «Методологическое сопровождение  процесса разработки  профессиональных стандартов на основе использования образцов успешного международного опыта», «Развитие социального партнерства в СПО – международный опыт и тренды развития», «Сравнительный анализ систем профессиональной ориентации  за рубежом», «Сравнительное исследование международных тенденций развития общего образования».Ольга ОЛЕЙНИКОВА, заведующая лабораторией сравнительного и международного образования, президент Международной ассоциации профессионального образования IVETA

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте