Укоренившиеся в учительской профессиональной среде суждения о том, что в педагогические вузы не все идут по призванию и после получения специальности большинство проходит мимо школы, сегодня все меньше находят подтверждение в реальной жизни. Нельзя, конечно, сказать, что все без исключения бакалавры и магистры педагогики идут в учителя, но важно отметить одно интересное явление: тех, кто начинает свою профессиональную жизнь в школе и остается, уже больше, чем еще несколько лет назад.
Практика показывает, что у выпускников разных факультетов есть различия в уровне мотивации к дальнейшей профессиональной педагогической деятельности. Сегодняшних молодых специалистов по уровню мотивации можно разделить на три группы. Первая, самая мотивированная, – это выпускники «чисто педагогических факультетов» – коррекционные и дошкольные педагоги, учителя начального образования; вторая – математики, биологи, историки, иными словами, предметники; третья – выпускники факультетов социально-экономической направленности (менеджеры, юристы, экономисты) и «иностранцы». Такая классификация вполне закономерна, почти каждый школьный директор это подтвердит.Еще два-три года назад, когда один из важнейших мотивирующих факторов для молодого специалиста – уровень дохода – уже подошел к среднему по экономике региона уровню, процент выпускников педвузов, идущих в школу, возрастал стабильно медленно. Сегодня этот рост стал гораздо более заметным. При этом «классификация по факультетам» сохраняется.В чем же причина активизации молодых педагогов? Заработная плата продолжает умеренный рост – без резких скачков. Условия труда постепенно модернизируются в соответствии с принятыми программами – новой технической революции не случилось. Меры социальной поддержки молодых специалистов приняты не вчера. Найти работу в другой, более материально привлекательной сфере труднее не стало.Каждый согласится, что сегодня самая малочисленная группа педагогов в школе – это люди в возрасте от 30 до 40 лет. И это объясняется вовсе не демографическими колебаниями. Эта возрастная группа педагогов – те, кто пришел или мог прийти в школу в пору девяностых, когда не только школа, а все российское общество искало смыслы и идеи.Основательные в осознании смыслов и профессионально компетентные молодые специалисты советской поры – значительная часть большинства сегодняшних педагогических коллективов, они являются учителями молодых учителей, приходящих в школу. Молодежь, понимая важность момента и осознавая ценность возможности перенять от старших коллег тот смысловой, идейных подход к профессиональной педагогической деятельности, и идет сегодня в школу.Конечно, стремление к приобретению профессионального мастерства из первых рук присуще лишь тем молодым специалистам, которые уже сделали осознанный выбор, и наличие такой возможности – это мощный мотивирующий фактор. Но есть и еще один. Молодым людям, недополучившим личного содержательного социального опыта в эпоху перемен (а сегодняшние выпускники – это дети постреформаторского периода), больше остальных присуща потребность в социальной самоидентификации. В то время, когда вся страна объединена идеями построения нового российского общества, мотивированная молодежь не может оставаться в стороне от этих процессов.Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга
Комментарии