search
main
0

Почему лед растаял? О сказке и физике

Хотите окунуться в волшебство различных превращений, в «чудеса» физических явлений, так искусно описанных в сказках? Уверена, мало кто задумывался, как тесно связаны сказка и былина с физикой.

Сказки представляют собой ценный материал для изучения этого предмета, их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. Использование на уроках фрагментов сказок с описанием природных явлений может создать у ребят положительный эмоциональный фон, так нужный для успеха учебной деятельности. Привлечение текстов из сказок на занятиях важно и для формирования мотивов изучения физики. Во-первых, сказки близки и понятны. Во-вторых, сказочные герои – хорошие наблюдатели, смекалистые и знающие законы природы нередко торжествуют победу, а кто не обладает этими качествами – терпит поражение; это убеждает учеников в полезности знаний.

Сказки при всем их разнообразии имеют общее свойство: они несут большой заряд, воспитательный потенциал. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем самым недостаток проклятого своего воспитания».

Физика и природа – слова-близнецы, слова-братья. Название свое физика недаром ведет от греческого выражения «peri physeos». Позднее Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ввел слово «physeos», означающее в переводе «природа».

Объект всех наук исследования – ПРИРОДА – один у всех.

У русского поэта Ф.И. Тютчева есть такие строки:

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть

свобода,

В ней есть любовь, в ней

есть язык!

Сегодня у физики появилось много дочерних наук. Это астрофизика, биофизика, теплофизика, физическая химия, геофизика и другие. Все теснее сливаются они в единое целое: вместе, как известно, удается сделать то, что не под силу одному. С полным правом и основанием мы можем назвать физику наукой наук.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внешнюю – методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке дидактические игры, разнообразие форм и методов урока) и внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета. В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Может, кое-кому покажется, что «гуманитарная физика» – это физика без формул, без решения задач, без каких-то расчетов. То есть идет упрощение предмета. Ничего подобного. Нет отказа ни от математических расчетов и решений задач. Просто, вводя на уроке элементы сказок, стихотворений и прочего, хочется сделать свой любимый предмет более живым и интересным. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Интерес возникает тогда, когда человек трудится сам и происходит

И – интересная

Н – напряженная

Т – творческая

Е – ежедневная

Р – работа

Е – естественно

С – с юмором.

Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок, то не только ученики, но и многие учителя считают, что все постороннее – литература, искусство – должно уступить место строгому эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль, следует, однако, признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Как подтверждение этому достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.

На уроках физики я использую примеры из сказок, иллюстрирующих то или иное физическое явление. Учу ребят с точки зрения физики оценивать их, разбирать научную достоверность и правильность описания в этих сказках тех или иных физических явлений.

Здесь я только попыталась привести примеры сказок разных народов мира по разным темам.

Ну начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь.

«Лиса, заяц и петух» – Н.Афанасьев

Жили были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, у зайчика лубяная; пришла весна-красна – у лисицы изба растаяла, у зайчика стоит по-старому.

ПОСЛЕ ТОГО КАК ПЕТУХ ВЫГНАЛ ЛИСУ ИЗ ДОМА ЗАЙЧИКА, БУДЕТ ЛИСА ОПЯТЬ СТРОИТЬ ДОМ ИЗ ЛЬДА? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Методом проб и ошибок изучали свойства материалов и приемы изготовления вещей, необходимых для обеспечения жизни и производства.

ПОЧЕМУ ЛЕД РАСТАЯЛ? В КАКОЙ ИЗБЕ ЗИМОЙ ТЕПЛЕЕ? ПОЧЕМУ? ИЗ КАКОГО ВЕЩЕСТВА СДЕЛАНА ИЗБА ЗАЙЦА, ИЗБА ЛИСЫ? О КАКИХ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ ИДЕТ РЕЧЬ В ЭТОЙ СКАЗКЕ?

Некоторые физические термины

Физическим телом называют все тела, окружающие нас.

То, из чего состоит физическое тело, называется веществом.

Все, что реально существует в мире, на Земле и вне Земли, называют материей.

Приведите примеры физических тел из этого отрывка.

НАУКА НАЧИНАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА НАЧИНАЮТ ИЗМЕРЯТЬ.

Д.И.Менделеев

В результате проведения опытов очень часто приходится измерять некоторые физические величины.

Измерить какую-либо величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.

Ганс Христиан Андерсен. «Дюймовочка»

– Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

Что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой.

Во многих сказках героем является мальчик-с-пальчик. В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единицы длины дюйм (2,54 см) – длина сустава большого пальца (от голл. «дюйм» – большой палец).

Локоть, вершок, пядь, сажень, фут (от англ. – ступня) очень удобны при измерениях, так как они всегда были «под руками».

Сельма Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с Дикими гусями»

…Нильс прислушался.

Тут за углом точно набат – так гулко и звонко застучали по камням стопудовые сапоги.

Какую силу тяжести преодолевает каменный человек, поднимая только один сапог?

Назия АСТАПОВА, учитель Зеленогорской средней школы, Крапивинский район, Кемеровская область

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте