Хотите окунуться в волшебство различных превращений, в «чудеса» физических явлений, так искусно описанных в сказках? Уверена, мало кто задумывался, как тесно связаны сказка и былина с физикой.
Сказки представляют собой ценный материал для изучения этого предмета, их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. Использование на уроках фрагментов сказок с описанием природных явлений может создать у ребят положительный эмоциональный фон, так нужный для успеха учебной деятельности. Привлечение текстов из сказок на занятиях важно и для формирования мотивов изучения физики. Во-первых, сказки близки и понятны. Во-вторых, сказочные герои – хорошие наблюдатели, смекалистые и знающие законы природы нередко торжествуют победу, а кто не обладает этими качествами – терпит поражение; это убеждает учеников в полезности знаний.
Сказки при всем их разнообразии имеют общее свойство: они несут большой заряд, воспитательный потенциал. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем самым недостаток проклятого своего воспитания».
Физика и природа – слова-близнецы, слова-братья. Название свое физика недаром ведет от греческого выражения «peri physeos». Позднее Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ввел слово «physeos», означающее в переводе «природа».
Объект всех наук исследования – ПРИРОДА – один у всех.
У русского поэта Ф.И. Тютчева есть такие строки:
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть
свобода,
В ней есть любовь, в ней
есть язык!
Сегодня у физики появилось много дочерних наук. Это астрофизика, биофизика, теплофизика, физическая химия, геофизика и другие. Все теснее сливаются они в единое целое: вместе, как известно, удается сделать то, что не под силу одному. С полным правом и основанием мы можем назвать физику наукой наук.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внешнюю – методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке дидактические игры, разнообразие форм и методов урока) и внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета. В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Может, кое-кому покажется, что «гуманитарная физика» – это физика без формул, без решения задач, без каких-то расчетов. То есть идет упрощение предмета. Ничего подобного. Нет отказа ни от математических расчетов и решений задач. Просто, вводя на уроке элементы сказок, стихотворений и прочего, хочется сделать свой любимый предмет более живым и интересным. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Интерес возникает тогда, когда человек трудится сам и происходит
И – интересная
Н – напряженная
Т – творческая
Е – ежедневная
Р – работа
Е – естественно
С – с юмором.
Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок, то не только ученики, но и многие учителя считают, что все постороннее – литература, искусство – должно уступить место строгому эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль, следует, однако, признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Как подтверждение этому достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.
На уроках физики я использую примеры из сказок, иллюстрирующих то или иное физическое явление. Учу ребят с точки зрения физики оценивать их, разбирать научную достоверность и правильность описания в этих сказках тех или иных физических явлений.
Здесь я только попыталась привести примеры сказок разных народов мира по разным темам.
Ну начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь.
«Лиса, заяц и петух» – Н.Афанасьев
Жили были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, у зайчика лубяная; пришла весна-красна – у лисицы изба растаяла, у зайчика стоит по-старому.
ПОСЛЕ ТОГО КАК ПЕТУХ ВЫГНАЛ ЛИСУ ИЗ ДОМА ЗАЙЧИКА, БУДЕТ ЛИСА ОПЯТЬ СТРОИТЬ ДОМ ИЗ ЛЬДА? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Методом проб и ошибок изучали свойства материалов и приемы изготовления вещей, необходимых для обеспечения жизни и производства.
ПОЧЕМУ ЛЕД РАСТАЯЛ? В КАКОЙ ИЗБЕ ЗИМОЙ ТЕПЛЕЕ? ПОЧЕМУ? ИЗ КАКОГО ВЕЩЕСТВА СДЕЛАНА ИЗБА ЗАЙЦА, ИЗБА ЛИСЫ? О КАКИХ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ ИДЕТ РЕЧЬ В ЭТОЙ СКАЗКЕ?
Некоторые физические термины
Физическим телом называют все тела, окружающие нас.
То, из чего состоит физическое тело, называется веществом.
Все, что реально существует в мире, на Земле и вне Земли, называют материей.
Приведите примеры физических тел из этого отрывка.
НАУКА НАЧИНАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА НАЧИНАЮТ ИЗМЕРЯТЬ.
Д.И.Менделеев
В результате проведения опытов очень часто приходится измерять некоторые физические величины.
Измерить какую-либо величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.
Ганс Христиан Андерсен. «Дюймовочка»
– Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
Что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой.
Во многих сказках героем является мальчик-с-пальчик. В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единицы длины дюйм (2,54 см) – длина сустава большого пальца (от голл. «дюйм» – большой палец).
Локоть, вершок, пядь, сажень, фут (от англ. – ступня) очень удобны при измерениях, так как они всегда были «под руками».
Сельма Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с Дикими гусями»
…Нильс прислушался.
Тут за углом точно набат – так гулко и звонко застучали по камням стопудовые сапоги.
Какую силу тяжести преодолевает каменный человек, поднимая только один сапог?
Назия АСТАПОВА, учитель Зеленогорской средней школы, Крапивинский район, Кемеровская область
Окончание следует
Комментарии