search
main
0

Почему кумиры девчонок – итальянские феи? Наши дети не читают русские сказки

​«Что за прелесть эти сказки!» – восклицал Александр Сергеевич Пушкин. С детства он любил сказки и сам стал сказочником. А сколько образов дали детям сказки: русские богатыри, вступающие в борьбу со злом, Иван-царевич, находчивый Емеля, Иванушка-дурачок, который оказывался всех умнее. Образы девочек, девушек – Аленушка, Василиса Прекрасная, Машенька, Настенька, Крошечка-хаврошечка… Эти образы сопровождали детство многих поколений, они известны не только по книгам и сказкам бабушек, но и по детским кинофильмам и мультикам, снятым десятки лет назад, любимым несколькими поколениями детей. А что читают детям родители сегодня? Об этом на страницах «УГ» размышляет учитель.

Недавно в поезде я познакомилась с первоклассницей Ладой. Она разложила на столике свои детские сокровища – календарики, наклеечки, карточки с мультяшными красавицами. Стелла, Блум, Лейла, Флора, Муза мне показались сначала совершенно одинаковыми. Тогда я спросила у юной попутчицы, как она их различает. Оказывается, у каждой героини свой характер. И наши девочки выбирают себе кумиром ту феечку, на которую хотели бы походить. Так, у Лады любимая героиня – Флора. Неплохой, надо сказать, выбор. Муза тоже хороша – живет в гармонии с музыкой и наполняет ею сердца. А вот девиз Лейлы: «Спасайся кто может!» Лейла беспокойная, непослушная, дикая по природе и преподносит врагам хорошие уроки. Стелла – болтушка. Блум – лидер всей этой команды WINX.Почему кумиры 5-10-летних девчонок – итальянские феи? К слову сказать, в начале учебного года подбирала для класса тетради для контрольных работ, и кроме воинственно настроенных чудовищ выбора-то и не было! Рядом оказались не только родители, но и старшеклассницы (мы обменялись впечатлениями), и они тоже были в серьезном затруднении, что выбрать Вообще-то эта проблема государственного уровня существует давно. И она вовсе не маленькая: в воспитании вообще мелочей не бывает. Кто из чиновников за что отвечает?! Остается только удивляться, что они в этом ничего вредного не видят и не внемлют голосу разума родителей и педагогов. А ведь что в детские руки мы вложим, тем они и играть будут, такую культуру и освоят, такие ценности и будут преобладающими в их жизни. Вот почему соотношение отечественного и зарубежного в детстве должно быть разумным.Мы на всех уровнях говорим, что любовь к Родине начинается с малого, и именно с раннего детства. Мы любим повторять, что детство – «ковш душевной глуби». Так чем мы, взрослые, наполняем этот ковш, сетуя потом, что в подростках нет почтения к старшим поколениям, к ветеранам, к традициям? Русская сказка уходит из детства маленьких россиян, народные игры тоже. Русская литература низводится в ранг второстепенного предмета. Детство у будущих граждан России должно начинаться с России, если мы хотим, чтобы они ее любили, с наших песен, с нашей культуры, с наших игр и игрушек, с нашей литературы, которая воспитывала в течение веков русский национальный характер, людей гостеприимных, трудолюбивых, любящих Россию.Сегодня в образование вливаются огромные капиталовложения. Хорошо? Наверное. Только вот часто приходится наблюдать: уровень воспитанности наших детей далеко не всегда зависит от возможностей папиного кошелька. Так и в условиях государства в целом: уровень милосердия, терпимости, нравственности и патриотизма миллионными и даже миллиардными (имею в виду стоимость всевозможных программ) только денежными вложениями, увы, не повысить. Вводимые в школах (и даже реализованные) программы по духовно-нравственному воспитанию общей картины не изменят. Школа – отражение состояния общества. Дети – отражение своих родителей.После классного часа, посвященного духовному миру семьи, ребенок идет в свою собственную семью, где родители едва сводят концы с концами (что бы ни говорилось о повышении благосостояния россиян), или пьют, или в разводе, или… И чаще всего выросший в такой семье ребенок повторит судьбу своих родителей. Одной школе без качественных социальных программ, в центре которых Человек, не справиться… Очень много возникает разных «но», одно из которых, как мне кажется, кроется даже в самом термине «наша новая школа».«Новая» означает «впервые созданная». Значит, с нуля? Значит, все педагоги прошлого и их замечательный опыт ничто? Значит, опора на крепкую традицию нам не нужна? Может быть, не надо отбрасывать лучшее той самой советской школы? Может быть, стоит остановиться на мгновение, проанализировать, почему же каждый из тех, кому сейчас за сорок-пятьдесят, мог в школьные годы ходить в походы, заниматься спортом, посещать кружки?Мне вспоминается второй Всероссийский конкурс для педагогов «Воспитать человека». По существу, это всероссийский слет единомышленников. У всех нас в душе живут боль за будущее, желание реально изменить к лучшему воспитательную систему в России. Что может быть важнее и ответственнее, чем воспитать человека? Именно об этом мы все единодушно говорили на конкурсе.Галина БУЗАНАКОВА, учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии, Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте