search
main
0

Почему из школы уходит счастливое детство? Обещание «единства» так и остается обещанием

Школа, в которой «рождается будущее», удивительный мир детского творчества, смеха, шалости, сегодня перестает быть таковой. Кто-то из актеров сказал: «Из школы уходят смех и радость!» Я бы перефразировал эту цитату: «Из школы уходит счастливое детство!»

Точно так же и экзамены уходят сегодня из стен школы в мозг компьютера, бесконечные тесты и обязательность привели к развалу в системе ценностей. Учитель – никто, бюрократия – все! Школа – храм знаний – превратилась в хранилище не нужных родителям детей. Порожденная новая форма образования – репетиторы – диктует правила посещения школы. В 9-х, 11-х классах в середине года можно не досчитаться доброй половины учеников, все у репетиторов. Предметы, которые школьники не сдают вообще, можно вычеркнуть из школьной программы, ведь главное – натаскать на экзамены. Единый государственный экзамен, по сути, не единый. Как можно говорить о единстве, если существует предметная разобщенность к общим подходам, к так называемым контрольно-измерительным материалам. Все материалы ЕГЭ готовятся людьми, которые никакого отношения к школе не имеют или имеют очень опосредованное. В результате по одним предметам одни требования к решению КИМов, по другим абсолютно иные. «Читайте инструкцию  и делайте все по инструкции» – вот стиль нашей школьной эпохи.Остановимся на основных, на мой взгляд, проблемах современного ЕГЭ.1. Результаты ЕГЭ действуют в течение 2-3 лет. Но при этом сам подход к текстам КИМов меняется ежегодно. Как же можно сравнивать результаты ЕГЭ прошлого года с результатами этого?! Это уже несправедливость и нарушение «единства».2. Возьмем тексты КИМов досрочного экзамена и экзамена, проводимого в массовом порядке. Один и тот же номер задачи, значит, и подход в решении должен  быть одинаков. Но это не так. Задача по математике на практические знания экономики в первом случае решается в два действия, во втором необходимо исписать как минимум 2 страницы. А баллы за это задание одинаковые. Составители текстов об этом задумывались или нет? Таких заданий чуть ли не половина. Экзамен называется «единый»… 3. В прошлом году Интернет пестрел задачами по физике, в которых «возможно» были допущены ошибки. Вот пример одной из задач части С: «Даны два шарика, они находятся в выемке и соединены стержнем. Масса первого шарика 200 г, масса второго шарика 100 г. Шарики отпустили, и они переместились. Определите отношение масс этих шариков». Вы наверняка улыбнетесь. Это не задача части С. Умные дети оформили решение в одну строчку. Но проверяющие в одном из регионов за решение этой задачи «вдруг» с подачи вышестоящих органов не стали ставить 3 балла. Почему? В «правильных» регионах решили в пользу учеников и поставили максимальный балл. Составители текстов, конечно, не понесли никакой ответственности.Но в других вариантах эта задача была приведена корректно. Многие выпускники ее не решили из-за трудности. И вообще не получили баллы. А если бы им попалась задача первого варианта? Они получили либо 1, либо 3 балла. Где же «единство»? Если составители текстов КИМов ошиблись, то почему виноватыми остались выпускники? 4. Если говорить об ошибках в КИМах, то они появляются каждый год. Все понимают, что составители КИМов тоже люди и имеют право на ошибку. Но кто им мешает провести апробацию будущих текстов, убрать ошибки, в конце концов прорешать их самим? В результате бездарной работы этих горе-составителей страдают дети! Выпускники! Родители! Ведь иногда при поступлении в престижный вуз один балл играет важную роль. На мой взгляд, если в текстах есть ошибка, то по этому заданию нужно принимать персональное решение. Например, дать выпускнику пересдать это задание за счет составителей текстов.  5. Еще одна проблема, не понятная никому, – шкала перевода первичных баллов в тестовые. По каждому предмету она своя и абсолютно непонятная! Почему бы не привести все шкалы по всем предметам к единому требованию. Чтобы перевод баллов всем – и родителям, и учителям, и детям – был понятен. 6. Представим себе выпускника на экзамене. Конечно, он волнуется, переживает. И вот он получает заветное задание, приступает к работе. Один быстро решил что смог и вышел. Другой готовился тщательно, он все может решить, необходимо только время. И вот тут самое парадоксальное. Дети разные. Кто-то медлителен, но он может все решить, все знает, кто-то быстро пишет и соображает, и ему времени, отведенного на экзамен, больше чем достаточно. Каждая минута на счету. А тут бланк закончился, просишь у ответственного преподавателя. А он сначала заполняет какие-то бумаги, затем еще минуту на камеру проговаривает и только потом дает тебе этот бланк. Драгоценные 5-8 минут экзамена у тебя забрали на бюрократические изыски. Все по инструкции. Подходит к концу экзамен. В отведенное время все экзаменационные работы забираются, и не важно, что ты знаешь и умеешь решать. Не важно, что ты не успел перенести ответы в бланк… Для бюрократов не важно, а для выпускника  это, возможно, его будущее, несбывшиеся мечты, другая жизнь! Здесь тоже должен быть единый подход. Дайте всем показать свои знания. 7. Обязательные экзамены по русскому языку и математике были всегда, практически при любой системе итоговой аттестации. Сегодня предлагают добавить еще 3-4 экзамена. Хорошая идея. Только получится, как всегда: идея есть, а как ее реализовывать, никто не знает. Устный английский язык в этом году – чудо бездарного воплощения. Понимаю бюрократов Минобрнауки: чем тяжелее машина ЕГЭ, тем труднее ее будет отменить. Тем больше контролеров нужно, тем больше необходимо всяких новых служб. Много вопросов возникает при увеличении количества обязательных экзаменов. Может, стоит просто оглянуться и посмотреть на опыт советской школы? Выпускники сдавали 8-9 экзаменов, они были устными или письменными, по билетам и в других формах. Но при этом дети шли на экзамен в свою школу, к своим учителям. Престиж школы, учителя был высок. Конечно, скажете вы, коррупция процветала. Отвечу: в плохой школе – да! 8. Для того чтобы попасть на пункт проведения экзамена, деревенские ребята добираются почти час (от нас до города почти 60 км). То есть мы выезжаем очень рано. В школу учеников приглашают за 30 минут, необходимо расписаться и прослушать инструктаж (обязательная процедура по инструкции). До школы  нужно дойти, тоже минут 20. Экзамен по математике длится почти 4 часа.  Затем обратная дорога. Ребятам, живущим рядом с ППЭ (пунктом проведения экзамена), гораздо комфортнее. В одинаковых ли мы условиях. Нет! Так един ли такой экзамен?9.  В нашей деревне живет женщина. У нее замечательные дети, и ЕГЭ они сдали здорово. Только вот проблема – в этой семье нет достатка и отправить своих детей в Москву или Санкт-Петербург, Волгоград или Воронеж мать не может. Вот и учатся они в наших местных колледжах, а ведь могли бы учиться в хороших вузах, и, я уверен, мы бы получили замечательных специалистов. Мечта этих детей не сбылась. Спасибо за «единый» экзамен, который пропагандирует доступность высшего образования.10. К проверке работ привлекаются, как правило, очень опытные педагоги и работники высшей школы. Если первые очень хорошо знают школьную программу, требования к оформлению задач, то вторые бывают «проблемными» и не понимающими суть оценки экзаменационной работы. В результате они оценивают работы по вузовским критериям. Страдают дети. На апелляционных комиссиях за редким исключением ошибки признают, но сводят все к бюрократической волоките: «Извините, но вы должны понять нас, вы решили правильно, но не тем способом. Вы хороший ученик, у вас все будет хорошо». Если ребенок решил задание своим способом или пропустил ряд очевидных преобразований, школьные учителя в основном засчитывают решение, а вот преподаватель вуза – у него шаблон, а как быть, если решение с шаблоном не сходится? И снова мы вынуждены поставить под сомнение единый подход.11. И наконец самая большая проблема ЕГЭ. Представим, что ребенок решает сложные задачи (последней части) безукоризненно. Набирает за решение максимальный балл. Но в первой тестовой части делает нелепые ошибки (может быть, описка, просто поставил не тот номер, формулировка задачи была непонятной, психологический фактор). Но баллы за простые задачи равносильны баллам за сложные задачи. Дифференциации в рейтинге нет вообще. Допустим, два ученика получили по 60 баллов (первый решил все сложные задачи, а второй вообще их не решил). Получается, что по итогам экзамена знания у них одинаковые и при приеме в вуз они ничем не отличаются.  Предлагаю выделять баллы за задачи повышенной сложности, чтобы вузы видели потенциал учеников.  Подводя итоги вышесказанного, хочется пожелать чиновникам, занимающимся организацией и проведением ЕГЭ на высшем уровне, не утяжелять процедуру экзамена, а облегчать ее. Нужно продумать организацию единого экзамена, а не игру в лотерею. Дать возможность ученикам сдавать экзамен в своих школах под видеонаблюдением и по возможности не один раз в год, а 3-4 раза.  Нужно вернуть детям детство, ведь у нас оно было! Нужно вернуть в школу радость и счастливый детский смех! Все в ваших руках, господа чиновники. P.S. Недовольство ЕГЭ растет. Читайте об этом на сайте «УГ»: www.ug.ru/article/832.Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте