search
main
0

Почему “Гамлет” несовместим с памперсами Человек без нравственных запретов – не человек

Известный социолог и публицист Сергей Кара-Мурза на боевиках и триллерах собаку съел. В свое время он вдоволь их насмотрелся по роду служебных обязанностей. Мы попросили его разъяснить, в чем же притягательность этой телепродукции. Еще до появления кино отечественный классик заметил, что в бою, у бездны на краю, в дуновении чумы есть особое упоение. Наверное, на него рассчитывают и создатели боевиков…

В основе этого действа – фрейдистская теория. Согласно ей в подсознании человека существуют разрушительные комплексы Танатоса и Эроса, связанные со стремлением к насилию и сексу. Они подавлены культурой. Приверженцы фрейдизма считают, что зрелище смерти возбуждает интерес и внимание зрителей. Манипуляция образом смерти разрушает культуру. Поэтому на зрелища, связанные с насилием и сексом, в любом обществе, даже у дикарей, всегда накладывались табу. Искусство передает насилие условно. У того же Шекспира горы трупов в трагедиях. Но они не производят разрушительного воздействия, поскольку преподнесены в условной, высокохудожественной форме. Режиссер, который хочет следовать Шекспиру, не будет натурализировать убийство.
Человек отличается от животного тем, что у него появилась нравственность. С ее помощью он подавляет многие проявления своих инстинктов. Человек с подорванной моралью легко управляем.
– Но ведь кому-то нужен такой человек?
– О том, что побуждает засорять телевидение фильмами, которые рассчитаны воздействовать на комплексы Эроса и Танатоса, мы можем только строить версии. То, что это делают люди некультурные, следует отмести сразу. Это квалифицированные специалисты и с высокой, я бы даже сказал академической, культурой, особенно руководство ТВ. В Европе подметили, что верхушка телевидения запрещает своим детям смотреть фильмы и программы со сценами насилия. Они прекрасно знают, как это действует на психику ребенка.
Что касается нравственности, то европейские законы о телевидении примерно однотипны. Нюансы касаются политических передач. Везде есть советы по телевидению. Они формируются обычно из разных ветвей власти. На западном телевидении есть и секс, и насилие, но всего этого меньше, чем у нас. Установлен жесткий контроль, когда показывать эти фильмы. За нарушение – штрафы или лишение лицензии. Для государственного телевидения требования ужесточены.
В Европе существуют квоты на показ американских фильмов и рекламы. Идет сложная борьба за то, чтобы установить запрет на использование рекламы в художественных фильмах. Она разрывает целостный художественный образ. Фильмы делят по категориям. В лентах высшей художественной категории реклама запрещена. Представьте, вы смотрите фильм по “Гамлету”, и вдруг среди шекспировской трагедии – памперсы. В Италии добились, чтобы из высокохудожественных фильмов рекламу изъять.
– Как противостоять потоку насилия с экрана?
– Госдума в 1999 году, несмотря на различия составляющих ее партий, подавляющим большинством голосов приняла проект закона об учреждении высшего совета по нравственности. Это был очень мягкий закон, можно сказать “беззубый”. В нем предусматривалось ограничить показ сцен, которые разрушают нравственные устои населения. Конечно, в первую очередь имелась в виду молодежь. Этот закон был слабой попыткой ввести в разумные рамки поток телепродукции. Ельцин тут же наложил вето. Общественный контроль над телевидением оказался неприемлем. Между тем в Европе советы такого типа есть везде. Наш закон Дума списала с аналогичных европейских. За основу взяли главным образом французский. Кстати, английский закон еще жестче.
Но не настолько телевизор всесилен, что вы не можете от него оторваться. Человек, вырванный из культуры, – это пыль. Кроме того, любая власть, которая не хочет конфронтации с населением, должна прислушиваться к гласу народа. Если бы возникло и приобрело широкий размах движение за ограничение показа жестокости на экране, объединившее учителей или женщин, тогда…
– Следует ли вводить цензуру?
– Человека без цензуры не существует. Он превратился из животного в человека, когда на многое наложил нравственные запреты. Те, кто говорит, что надо жить без цензуры, и размахивает флагом свободы, хотят зачем-то “протащить” нечто, что люди отвергают.
Вся великая русская литература создана в условиях цензуры. Цензура и художественные достоинства произведений культуры вообще связаны между собой слабо. Быть может, есть даже обратная связь: без цензуры некоторые писатели и режиссеры ничего путного создать не могут. Пример – Эльдар Рязанов. Другой вопрос, на что следует накладывать цензуру и каким образом. Я думаю – на то, от чего люди страдают, что могло бы оскорбить их чувства.
Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте