12 апреля – День космонавтики. Мы предлагаем вам исследовательский проект. Он осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей и другими группами детского сада. Время проведения – три недели.
Разработка проекта Познавательное развитие: беседа «Первые попытки покорения космоса», «Из истории возникновения ракеты», занятие «Солнечная система», «Что мы знаем о космосе?».Художественно-продуктивная деятельность: занятия по рисованию: «Загадочный мир космоса», аппликации «Космонавт», «Ракета», лепка по схемам «Покорители космоса», конструирование из бумаги оригами «Ракета».Ознакомление с художественной литературой: чтение стихов о космосе, разгадывание загадок, мини-викторина, Н.А.Андреев «Как человек научился летать»; Г.Т.Черненко «Как человек полетел в космос?», А.Леонов «Выхожу в космос», игра-викторина «Угадайка».Музыкально-ритмическая деятельность: слушание песен о космосе группы «Непоседы», А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был…», разучивание песни «Наш звездолет», автор музыки и текста Олеся Емельянова.Математическая деятельность: занятие «Путешествие в космос».Физкультурная деятельность: физкультминутки, эстафеты на космическую тематику, физкультурно-познавательное занятие «Если хочешь быть здоров!».Игровая деятельность: дидактические игры «Складушки», «Составь ракету», игры «Летит», «Неизведанная планета», игровое упражнение «Перегрузка и невесомость», опыты: «Солнечная система», «Метеориты и метеоритные кратеры».Работа с родителями: ознакомление родителей с историей развития космонавтики в России в рубрике «Это интересно!», создание совместно с детьми поделок, аппликаций, рисунков на выставку «Космические фантазии», подборка необходимой детской литературы, иллюстраций, открыток, изготовление папки-раскладушки, стенгазеты на заданную тематику.Занятие по познавательному развитию «Солнечная система»Программное содержание:- ознакомить с Солнцем как раскаленным космическим объектом, строением Солнечной системы из планет (размеры, расположение к Солнцу, некоторые особенности);- вызвать интерес к космосу.Оборудование: карта звездного неба, схема Солнечной системы, глобус, фото Земли из космоса.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций планет, их особенностей, разучивание стихов о планетах.Ход занятияЗагадка: «Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица».Ответы детей. Если не ответили, подвести к тому, что это звезды на небе.Воспитатель: Правильно, это звездное небо. Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать, есть ли жизнь где-нибудь еще? (Показ карты звездного неба.)Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?А почему днем не видно звезд?Ответы детей.Воспитатель: Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.Солнце – это тоже звезда. Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным. Вокруг солнца вращаются девять планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?В пространстве космическом воздуха нет.И кружат там девять различных планет,И Солнце – звезда в самом центре системы,И притяжением связаны все мы.И Солнце, и планеты составляют нашу Солнечную систему. Дети, вы слышите? К нам кто-то прилетел.Хозяйка Солнечной системы: Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Солнечной системы и хотела бы вас попросить помочь мне. Несколько планет Солнечной системы заболели. Чтобы их вылечить, надо каждую правильно назвать и описать.Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Меркурий.Дети: Это планета Меркурий.Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,Залит он лучами горячего света.Так много ему достается лучей,Что эта планета других горячей.Так быстро Меркурий бежит по орбите,Как будто торопит: «Меня догоните!»Хозяйка Солнечной системы: Правильно, ребята, это Меркурий. А что еще вы знаете об этой планете?Дети: Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. На Меркурии нет атмосферы.Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Венера.Дети: Это планета Венера.В честь богини красотыНазвана, Венера, ты!В темных небесах сияешь,Красотой ты озаряешь.Хозяйка Солнечной системы: Правильно, ребята. А что еще вы знаете о Венере?Дети: Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Земля.Дети: Это наша планета Земля.От Солнца третья по счету планета.Наша Земля поменьше звезды,Но ей хватает тепла и света,Чистого воздуха и воды.Жизнь на Земле – это разве не чудо?Бабочки, птицы, жучок на цветке,Жизнь на Земле вы найдете повсюду -В самом далеком, глухом уголке!Хозяйка Солнечной системы: Да, ребята, вы узнали свою планету. А расскажите мне побольше о ней.Дети: Земля – это огромный твердый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счет этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счет этого вращения происходит смена времен года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.Хозяйка Солнечной системы: Молодцы! Мне очень понравился ваш рассказ. Как вы думаете, какой формы и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса? Дети: Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. Выставляется фотография Земли из космоса.Хозяйка Солнечной системы: Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? Правильно, глобус. (Показать глобус.) Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Марс.Дети: Это планета Марс.Марс – таинственная планета.Она по размеру чуть больше Луны.Из-за кроваво-красного цветаНазвали планету в честь бога войны.Хозяйка Солнечной системы: А что еще вы знаете об этой планете?Дети: У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твердая и покрыта оранжево-красным песком, поэтому Марс называют Красной планетой.Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Юпитер.Дети: Это планета Юпитер.Юпитер больше всех планет,Но жизни на планете нет.Повсюду жидкий водород,И лютый холод круглый год.Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Сатурн.Дети: Это планета Сатурн.Сатурн – красивая планетаЖелто-оранжевого цвета.И кольцами камней и льдаОкружена она всегда.Хозяйка Солнечной системы: Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.Воспитатель: Хозяйка Солнечной системы, наши дети не только умные и смелые, но они и самые ловкие. Мы сейчас это покажем.Проводится подвижная игра. Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:Ждут нас быстрые ракетыДля полетов по планетам.На какую захотим, на такую полетим!Но в игре один секрет -Опоздавшим места нет!Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.Хозяйка Солнечной системы: Я предлагаю вам пройти к столу и составить карту планет. Вот теперь все планеты поправились, и мне пора возвращаться. До свидания!Создание аппликации «Полет к Луне»Программные задачи: продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, самостоятельно придумывать композицию работы, вырезать по контуру, наклеивать в определенной последовательности. Развивать творчество, художественный вкус, чувство цвета. Материал: бумага синего, фиолетового, голубого и черного цвета для фона, цветная бумага светлых тонов, ножницы, клей, кисти, клеенка, тряпочка. Иллюстрации о космосе. Создание аппликации «Космонавт»Программные задачи: учить выполнять аппликацию в стиле мозаики, самостоятельно продумывать композицию работы, вырезать ровные полоски и квадраты, наклеивать в определенной последовательности. Развивать творчество, художественный вкус, чувство цвета. Материал: бумага синего, фиолетового, голубого и черного цвета для фона, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, клеенка, тряпочка. Иллюстрации космонавтов в космосе. P.S. Остальные материалы проекта опубликованы на сайте «Учительской газеты» в разделе «Методическая кухня» («Дошкольное образование»): http://www.ug.ru/method_article/655 Марина ПАВЛОВА, Ирина СИМОНОВА, воспитатели детского сада №10 общеразвивающего вида города Галича Костромской области
Комментарии