search
main
0

Почему дети становятся жестокими?

Моя педагогическая деятельность началась совсем недавно, с весны 2009 года, с должности воспитателя в ГПД. Практически с первых дней работы я заметила, что у детей постоянно происходят какие-то конфликты друг с другом и, что самое главное, решаются они зачастую с применением силы. Немного привыкнув к детям, я попыталась разобраться, почему же так происходит, почему малейшая ссора или разногласие решаются кулаками. Хочу добавить, что группа моя смешанная – состоит из детей первого и второго классов. Также меня волновал вопрос: только ли в моей группе так?

Пообщавшись с учителями относительно поведения детей, их взаимоотношений, я поняла, что не только в моей группе такие проблемы. Дети стали более агрессивными, жестокими и равнодушными к чужим проблемам. Согласитесь, что это ненормально, когда одна девочка кусает другую из-за того, что они не поделили карандаш, и кусает так, что у девочки на месте укуса сочится кровь и образуется синяк; ненормально и то, что, не поделив место за партой, одна девочка бьет другую кулаком по лицу. Такие примеры можно перечислять и перечислять! Кто-то скажет: «Все бывает, это же дети!» Да, согласна, что дети, но жестокость-то не детская!

В чем же причина? По моему мнению, конечно, все идет из семьи. Ведь не все дети жестоки и эгоистичны. Как-то при беседе одна девочка мне заявила: «Мама сказала бить, если меня обижают, вот я и бью…» Железный аргумент! С некоторыми детьми, как выяснилось, в выходные дни родители не гуляют и особо не балуют вниманием, так как надо убирать, стирать и гладить. Иногда они выезжают в торговые центры, иногда – в гости к друзьям родителей. А как же детские площадки? Походы в парки? В зоопарк и т.п.? При нынешнем темпе жизни на это, оказывается, времени у некоторых родителей не хватает, они устают на работе и в выходные отдыхают или занимаются домашними делами, а дети играют в компьютер и смотрят телевизор. Так что вдоволь порезвиться им удается на детской площадке во время прогулки в ГПД, для некоторых это маленький праздник.

Был случай: сидит в столовой девочка (та самая, которая дерется), бульон поела и сидит. Оказывается, у ребенка уже несколько дней болит зуб, мама знает об этом, но сказала дочери: «У меня нет времени идти с тобой ко врачу!».

Так чему же тогда удивляться? Получается, родителям их дети не нужны, они ими не занимаются, воспитание ребенка ограничивается просмотром телевизора и ежедневными играми в компьютер! А что смотрят дети? Их любимые герои – человек-паук, какие-то ведьмы из мультика, монстры, убивающие друг друга. Куда же делись те добрые мультики, где кот Леопольд призывает: «Ребята, давайте жить дружно!»? На смену им пришли такие мультики, где главный герой – монстр, задача которого уничтожение других подобных монстров. Очень познавательный мультик! Телепередачи, такие как «Дом-2», «Наша Russia», также не запрещены родителями к просмотру.

На днях наблюдала картину, как мамаша, гуляющая с ребенком, при виде жука, неудачно приземлившегося рядом с ней на лавочку, снимает ботинок и с криком «Какая гадость!» убивает этого жука на глазах у ребенка. Другая мамочка радуется и помогает вырвать дочке из клумбы понравившийся ей цветочек, причем так, что цветочек вырывает с корнем, который потом выкидывает рядом. Кто-то подумает: ну подумаешь, жук, подумаешь, цветочек, но ведь потом, со временем, родители задают вопрос, почему их немного подросший ребенок таскает дома за хвост кошку, почему, вместо того чтобы покормить голубей на улице хлебом или семечками, берет камень и кидает его в птиц. А еще немного повзрослев, ребенок подкидывает родителям проблемы в школе – избиение одноклассников и многое другое.

Так как же изменить отношение ребенка к окружающим его людям и природе, сделать его добрее, милосерднее и отзывчивее? Хочу еще раз сказать о том, что не все дети агрессивны и жестоки, но такие дети встречаются. Задача воспитателей и учителей заключается в том, чтобы помочь таким детям, не оставаться безучастными и равнодушными к их проблемам. Ведь то, каким вырастет такой ребенок, зависит и от нас тоже.

За время моей работы в ГПД я старалась помочь каждому ребенку и создать в группе атмосферу доброты и тепла. Очень много времени было уделено беседам о доброте и взаимоуважению. Проводила частые беседы и с родителями, которые порой не придавали серьезного значения агрессивному поведению своего ребенка. Поначалу я, честно говоря, боялась бесед с родителями, боялась, что мне скажут: «Не учите меня, как мне воспитывать моего ребенка». Как выяснилось, это не так страшно, и в большинстве случаев нам с родителями удавалось найти общее правильное решение. Также психологи проводили работу с отдельными детьми. Хочу отметить, что все эти усилия не пропали даром. Я стала замечать, как дети меняются на глазах, и перемены в лучшую сторону. Драк и выяснений отношений стало намного меньше, дети стали добрее и дружнее. Каждый день я старалась придумать какие-то викторины, конкурсы и командные игры, где каждый ребенок не сам по себе, а где он часть команды и именно от того, какой вклад он внесет в свою команду, зависит и успех всей команды, приносила смотреть старые советские мультики, сказки, которые, как выяснилось, очень нравятся детям.

Ребенок значительную часть времени проводит в саду, а дети постарше – в школе, а затем в ГПД. Некоторых детей родители приводят в школу в восемь утра и забирают около семи часов вечера. Так вот как раз от нас – учителей и воспитателей – во многом зависит то, кем вырастут дети, воспитываемые и обучаемые нами. Наша задача – приложить максимум усилий, чтобы наши дети выросли умными, отзывчивыми, добрыми и честными людьми.

Елена БАХМУТОВА, воспитатель ГПД школы №1112

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте