Почему детям часто приходится зазубривать учебники? Для чего развивать умение видеть связи между предметами и формировать единую картину мира? Об этом и многом другом рассказали в Российской академии образования.
О необходимости понимать связи между разными школьными предметами рассказал доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Василий Синенко. Его выступление размещено на странице РАО в социальной сети.
Профессор исследовал, почему некоторые предметы вызывают у школьников затруднения. Выяснилось, что одной из серьезных причин выступает незнание ими логики изучаемого предмета. Основной логикой для ребят является учебник – как авторы построили курс физики или истории, таковы и есть эти предметы для учащихся. Дети следуют структуре учебника, зазубривая некоторые положения.
При этом метапредметность как ключевой фактор образовательных стандартов оказывается исключенной. Однако она обеспечивает такой способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который образует в сознании детей единую картину мира, единый подход к наукам. Тогда в их головах всплывает не учебник, а наука – физика, история и другие, а также связи между ними. Эта задача стоит перед российским образованием, не все ее приветствуют, поскольку она требует перестройки деятельности и подхода к обучению и воспитанию.
Важным фактором метапредметности выступает интеграция – состояние связанности отдельных частей и функций системы. Интеграция переживала серьезные диалектические изменения. Если до середины 19 века в научном познании дифференциация доминировала над интеграцией, то с середины 19 века – наоборот. Интегрируя ряд наук, ученые стали получать новые науки – биофизику, например.
Виды интеграции в образовании
Василий Синенко выделил тематический, проблемный, концептуальный, теоретический и диалектический виды интеграции. Тематическая интеграция строится на том, что во многих предметах существуют аналогичные темы. В настоящее время в ряде школ, например, проводятся сдвоенные уроки по физике и математике, по физике и химии. На них прекрасно просматриваются межпредметные связи.
Проблемная интеграция базируется на выдвижении проблем, по их решению строятся концепции, а затем теории. Так что интеграция может быть на уровне проблем, концепций и теорий. Диалектическая интеграция строится на законе диалектики – единстве и борьбе противоположностей.
О средствах научной интеграции
Продвижение интеграции обеспечено определенными средствами. Среди них – проблемы, методы (методы физики, математики и др.), принципы, понятия, законы, концепции, теории, мататеории, картины мира. Касательно методов, Василий Яковлевич напомнил, что дети очень любят давать определения в любой науке. Чтобы это делать, они должны знать, что мир состоит из материальных предметов, системы величин, описывающей их, различных явлений. Все это позволяет школьникам давать определения. Сначала они называют родовой признак, а затем – видовые отличия. Научившись давать определения, школьники серьезно продвигаются в познании связей меду науками.
Уровни интеграции в науке и образовании
На уровне связи интеграция может быть межпредметной и внутрипредметной. Следующий уровень – синтез, это более глубокая связь, переплетения в науках. Эта связь не приводит к новым наукам, однако видны тесные взаимоотношения – как у математики и физики, например. На третьем уровне появляются новые науки. Это уровень целостности.
Обобщенные планы познавательной деятельности учащихся
Интеграция на уровне связи и на уровне синтеза позволила обеспечить реализацию обобщенных планов познавательной деятельности. Они могут использоваться при изучении многих предметов. Этой тематике были посвящены работы академика Антонины Васильевны Усовой.
Спикер назвал такие планы, как план изучения явлений (как изучать и чем заканчивать), план по изучению научного понятия, план деятельности при изучении законов, план по изучению теории, план при осуществлении наблюдения, пан по выполнению опытов. Когда школьники овладевают этими планами, они видят взаимосвязи между предметами.
Особенности метапредметного занятия
Сначала дети получают глубокие знания по предметам. Затем стоит провести серию обобщенных уроков на метапредметном уровне. Это может быть интегративное занятие с применением ИКТ. Такие занятия проводятся не с целью передачи знаний, а с целью передачи способов работы со знаниями. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер (понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.). Учитель должен хорошо знать свой предмет, его возможности и обобщенные познавательные (исследовательские) действия.
Василий Синенко также отметил, что ядро знаний формируется в фундаментальной науке столетиями. Им дети на уроках должны овладеть основательно. И лишь затем они научатся выводить из него следствия путем решения задач. Важно это делать регулярно.
Комментарии