Программы «Одаренные дети» реализуются во многих регионах РФ. В эти программы входят выявление одаренных детей, обучение по спецпрограммам, привлечение для работы с такими детьми преподпвателей высших учебных заведений и лучших педагогов региона, организация и проведение мероприятий интеллектуальной направленности, участие во всероссийских мероприятиях, а также поощрение талантливой молодежи и их педагогов.
Победители и призеры заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников имеют право льготного поступления в высшие учебные заведения РФ. Вузы проводят и свои олимпиады. Победители таких олимпиад имеют льготы при поступлении в данные вузы. Таких олимпиад по регионам очень много, так что поступить в вуз умным детям всегда можно. Есть другая проблема. В стране проводится много других мероприятий интеллектуальной направленности – конференции, выставки, конкурсы. Почему дети, ставшие победителями и призерами этих мероприятий, не имеют возможности льготного поступления в вузы? Я не стану говорить о всероссийских конкурсах сочинений. А вот всероссийские конференции и выставки – отдельный и серьезный разговор. Здесь дети не случайные. Это мотивированные школьники, они не один год принимают участие в этих мероприятиях. Если есть Всероссийская олимпиада школьников, почему нельзя организовать Всероссийскую конференцию школьников?
Комплексная федеральная программа «Одаренные дети» должна продолжать свою работу. Но, увы, в 2010 году ее срок действия закончится. В программу стоит внести алгоритм поиска и выявления одаренных детей во всех регионах России. В нее должны войти системы олимпиад, конференций, выставок.
Следует проводить мероприятия, которые были бы доступны талантливым детям с ограниченными физическими возможностями.
Хорошо, если программа будет включать в себя поддержку талантливых учителей, которые реализуют инновационные образовательные методики и смогли добиться успехов при подготовке школьников к интеллектуальным состязаниям. Еще лучше на базе Российской академии повышения квалификации работников образования организовать курсы для педагогов по работе с одаренными детьми по нескольким направлениям (школьные олимпиады, исследовательская деятельность, индивидуальная работа).
Может быть, что-то стоит взять из зарубежного опыта. К примеру, в Китае и Японии одаренным детям предоставляются бесплатные технические возможности, такие как Интернет и базы библиотек.
Комментарии