Национальная культура – часть стратегии безопасности России
В книжном клубе Российского военно-исторического общества «Достоевский» на Воздвиженке прошла презентация журнала «Культурная политика». Это символично: именины журнала Российского военно-исторического общества отметили в самом сердце России – у стен Кремля, что подчеркивает особую значимость события.
Цель журнала – стать идеологической трибуной и площадкой мозгового штурма наиболее острых и актуальных проблем государственной культурной политики современной России. На импровизированном круглом столе встретились философы, историки, культурологи, филологи, журналисты…
– Здесь собрались люди неподкупные, с убеждениями. А убеждения в наше время стали самым дорогим удовольствием и даже роскошью, которые могут позволить себе далеко не все, – открывая презентацию, не без иронии сказала доктор филологических наук, профессор, член Российского военно-исторического общества, Союза писателей и Союза журналистов России, член Общественной палаты Российской Федерации, координатор издательского проекта «Культурная политика» Ольга Воронова. – И в наше коммерческое время есть ученые, готовые работать за идею. Это общественная инициатива. И в этом тоже ценность проекта. Бескорыстие – залог честного отношения к судьбам отечественной культуры.
Новый проект – своего рода акт интеллектуального протеста провинциальной интеллигенции. (Воронова, например, профессор кафедры журналистики Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина.) Точнее, так, чтобы не искали двойного смысла, – интеллигенции, живущей в провинциальных городах России, хотя среди авторов журнала есть авторитетные ученые из Москвы и Санкт-Петербурга.
Что послужило импульсом к замыслу журнала? Что стало последней каплей, переполнившей чашу? Усиливающаяся с каждым часом тревога за судьбу русской национальной культуры. Эта мысль на круглом столе прозвучала еще резче: ощущение приближающейся, как цунами, национальной культурной катастрофы.
Возможно, слишком драматизировано (гуманитарии – люди эмоциональные), но в данном случае лучше «пересолить», чем оставаться равнодушным большинством.
– Абстрактность национальной идеи даже хуже, чем ее отсутствие. Без национальной идеи нет солидарности, а есть некое меньшинство, которое удерживает еще позиции русской цивилизации, – уточнила доктор философских наук, руководитель отдела государственной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, эксперт Всемирного русского народного собора, член Совета по делам национальностей при правительстве города Москвы и автор журнала «Культурная политика» Татьяна Беспалова.
Свежее прочтение получил лозунг первых большевиков «Отечество в опасности!». Отечество как общественно-политическая формация может считаться капиталистическим, но как Родина, как Россия, как место под сердцем – единственная и неповторимая для каждого, кто ее (матушку Россию) любит. Ее национальной культуре угрожает противостояние двух стратегий развития – стратегии культурной консолидации нации и стратегии ценностного разлома национального сознания.
– Внутренние угрозы нашей культуре и искусству намного страшнее угроз внешних, – подчеркнула профессор Воронова.
И привела пример двух телеинтервью Владимиру Познеру и Наиле Аскер-заде – артиста балета Сергея Полунина и, соответственно, шоумена Сергея Шнурова, в которых лоб в лоб и без лакировки столкнулись две принципиальные концепции развития культуры в России.
Полунин отказался от карьеры успешного артиста балета на лондонской театральной сцене по нравственным и эстетическим причинам. Многое артисту балета показалось чужеродным, наносным, лицемерным. В интервью Познеру Полунин сказал о том, о чем не принято говорить в так называемой театральной элите. О фальшивой, с двойным дном толерантности, заложниками которой из-за нашей якобы деликатности и сверхвоспитанности мы становимся. О том, что культура, искусство, точнее очаги культуры и искусства, все дальше и дальше от народа из-за недоступности цен на билеты на спектакли и концерты. О вредоносности устоявшегося мнения считать балет (в частности), классическое искусство уделом элиты. И вообще деление на так называемую элиту (им самим-то не смешно?) и остальных не цементирует нацию.
А интервью Сергея Шнурова (вот еще один представитель той самой «элиты») – сплошной стеб. (Он матом не говорит, он им думает.) Министерство культуры упразднить. Депутатов парламента заменить на порноактеров по примеру порнозвезды Чиччолины (Анны Илоны Шталлер) в Италии. Нашей культурой занимаются люди, которые в ней ничего не смыслят… И так далее. Вот основные «тезисы» Шнура. (На минуточку, члена Общественного совета при Комитете Госдумы России по культуре.)
– Наша власть и СМИ, отражающие точку зрения власти, все больше прибегают к прямому диалогу с маргинальными личностями, известность и состояние которых добыты самыми грязными способами, – с тревогой подчеркнула куратор проекта «Культурная политика» Ольга Воронова.
А «свадьба в гробах» телеведущей (недавнего кандидата в президенты страны!) Ксении Собчак и режиссера Константина Богомолова и вовсе потрясла православную Россию.
– Народ им этого никогда не простит! – заявила ведущая круглого стола.
В глубинке, в провинции «сатанинскую свадьбу» Собчак и Богомолова считают плевком в сторону россиян. Плевком против ветра?
На презентации журнала «Культурная политика» не раз цитировался тезис: «Государственная культурная политика является составной частью стратегии национальной безопасности, условием территориальной целостности российского государства и единства Российской нации». Точная и красивая формула. Но стала ли она руководством к действию для тех, кто на практике «двигает культуру в массы»?
В Основах государственной культурной политики РФ в числе наиболее опасных для будущего России проявлений гуманитарного кризиса названы «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России». Размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства России как многонационального государства путем внешней культурной и информационной экспансии названы в Стратегии национальной безопасности РФ одной из угроз национальной безопасности.
С кем вы, мастера культуры?
Почем вы?
Арсений РЫКОВ
Комментарии