Цели урока: 1. На уроке проводится закрепление ранее изученного материала по теме: “Спрос и предложение на рынке рабочей силы”, повторяются необходимые определения и формулы.
2. Закрепляется навык решения задач по теории и оптимизации деятельности фирмы.
3. Подчеркивается практическая значимость знания данной темы для учеников как будущих возможных предпринимателей, управленцев и т.д.
Оборудование урока. Необходимы выполненные на листах ватмана таблицы для фирм.
Проведение урока
Класс перед уроком делится на три примерно равные группы-фирмы. Хорошо, если на уроке есть приглашенные лица, тогда они могут исполнить роли директоров предприятий, в противном случае эти роли исполнят ученики. На доске должны быть вывешены таблицы с названиями фирм и заполненными исходными данными. К концу урока таблицы должны быть заполнены полностью.
1. Урок начинается с постановки темы и ее актуализации на практику. Затем формулируются цель учеников (повторение материала) и способ ее достижения (решение задач).
2. Основная часть урока составлена в виде сказки. Практика показывает, что старшеклассники с удовольствием принимают такую форму работы, более того, это позволяет сделать урок непринужденным, легким без ущерба для его содержательной части. Учитель при этом может выполнять роль рассказчика. ИТАК:
В некотором царстве, в триэкономическом государстве жили-были три фирмы “Василиса”, “Аленушка” и “Красна Дарья”. Жили не тужили, работали на совершенно конкурентном рынке, производили одинаковую продукцию, рабочих имели одинаковой квалификации да зарплату им платили одинаковую.
Вот приходит как-то царь-государь – директор фирмы “Василиса” к своим думным боярам в экономический отдел и говорит: “Господа! Я рад сообщить вам, что дела нашей фирмы идут вполне успешно: товар пользуется устойчивым спросом, рабочие довольны. Совет директоров принял решение расширить производство и установить зарплату рабочим в размере 80 руб. В связи с этим мне нужны ваши рекомендации”.
А через некоторое время директор фирмы “Аленушка” приходит к своим думным боярам и говорит: “Господа! Настало суровое время. Начавшийся экономический кризис не пощадил и нашу отрасль. Спрос на наш товар падает, несколько наших конкурентов уже разорились, и мы должны предпринять все усилия, чтобы не последовать за ними. Необходим режим жесткой экономии. Дирекция предлагает снизить жалованье рабочим до 40 руб. Что вы можете нам посоветовать?”
А третий директор боярам такое слово молвил: “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: наши рабочие все-таки организовали профсоюз и предъявляют нам ультиматум. Они требуют повышения зарплаты до 120 руб., а иначе грозят объявить бессрочную забастовку. Что же нам делать, господа?”
Таким образом, класс получил вводные условия для работы. Теперь учитель должен актуализировать имеющиеся у учеников знания.
Стали бояре затылки чесать да думу думать, как такую мудреную задачку решить. Вспомнили, что в книгах читывали – слова умные да формулы трудные.
Класс повторяет термины: общий продукт, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки, правило максимизации прибыли.
Записываются необходимые формулы:
TR = TP ╥ p TC=L ╥ w
MP = DTP / DL
MR= DTR / DL=MP ╥ p
MC = DTC / DL
А уж как вспомнили все да формулы записали, так и стали скорей таблицу составлять, а не то ведь царев меч – боярская голова с плеч.
Вот теперь каждая группа начинает заполнять свою таблицу. Необходимые вычисления ученики проводят в своих тетрадях, в таблицу же ярким маркером заносят окончательные результаты.
Таблицы отличаются друг от друга только тем, что в графе W (заработная плата) стоят цифры 40 и 120 соответственно.
Сосчитали да и пошли к батюшке-царю – директору с докладом да с рекомендацией. Теперь, когда таблицы заполнены, представители каждой фирмы объясняют основной ход своих рассуждений и, главное, дают рекомендации своему директору: сколько рабочих нужно нанять при данном уровне зарплаты, чтобы прибыль фирмы была максимальной. Здесь учащиеся должны продемонстрировать свое знание и умение применять на практике правило максимизации прибыли: прибыль максимальна, если MR=МС. Ответы должны получиться следующие:
При уровне зарплаты 80 руб. необходимо нанять 6 рабочих,
– 40 руб. – 8 рабочих,
– 120 руб. – 4 рабочих.
Если позволяет время, можно попросить ребят построить график спроса на рабочую силу и объяснить его отрицательный наклон, подчеркнув, что в данном случае мы имеем дело с отраслевым спросом на труд.
3. Подведение итогов урока.
Выслушал царь-государь своих бояр думных, понравились ему их речи разумные – велел бояр к наградам представить.
В этой части урока ребятам выставляются оценки по рекомендации “директора фирмы”, который весь урок находился в группе и может оценить долю участия в работе каждого ученика.
Кроме того, необходимо провести завершающую рефлексию по итогам урока и темы, вновь подчеркнуть важность полученных знаний в практической деятельности.
С.НОСОВА,
учитель экономики
Комментарии