Воспитание детей стало нынче темой весьма острой. Утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2016-2020 годы». Слышал, что бродят идеи подготовить законопроект, согласно которому уроки патриотизма необходимо ввести не только в школах, но и в детских садах.
Естественно, раздаются голоса, напоминающие о роли семьи в таком важном деле, но главная партия в этом хоре у тех, кто возлагает основную ответственность на школу и учителя. Подобная позиция, безусловно, не лишена логики. Но способна ли школа в одиночку решать проблемы воспитания будущего поколения? Вопрос открытый. У некоторых горячих голов возникает непреодолимое желание начать измерять уровень воспитанности наших школьников и подростков. На мой взгляд, это абсолютно тупиковый путь. Если мы начнем тестами или еще какими бы то ни было инструментами проверять душевные качества наших детей, тут же получим обратный результат: с формальной точки зрения все будет просто замечательно, на деле же вырастим армию лицемеров, знающих наверняка, как отвечать на те или иные вопросы. Ведь одно дело – поставить галочку в «правильной» графе, совсем другое – испытывать здоровые, искренние чувства. То же самое можно говорить и про уроки патриотизма. В лучшем случае дети зазубрят пару-тройку громких лозунгов и клятв, но какое отношение все это имеет к неподдельной любви к своему Отечеству?С моей точки зрения, гораздо важнее поставить вопрос о создании условий, в которых будет происходить процесс воспитания детей и подростков, формирования их личностных качеств, в том числе, конечно, и любви к Родине. Повторюсь, что специальные уроки и тестирования ничего, кроме вреда, не принесут. А вот если мы начнем не на бумаге, а на деле поддерживать исторические и краеведческие музеи, которые уже сейчас существуют практически в каждой школе, от этого будет реальная польза. Не красивые лекции нужны нашим детям, а живая история предков, которые защищали наш общий дом и строили завтрашний день, история, которую можно было бы руками потрогать и самому принять участие в ее реконструкции. Разве уроки абстрактного патриотизма заменят рассказы о выдающихся выпускниках школы, о знаменитых семьях и династиях, живших некогда на этой земле, о том, чем славится не только большая, но и малая родина? Всю эту работу надо организовывать неформально, в том числе и в школьных музеях, а не для отчета – за партами.При этом я глубоко убежден, что настоящее воспитание – это не программы и стратегии, а семья. И начинается оно, конечно же, с наших матерей. Поэтому сегодня, 8 Марта, всем женщинам хочу пожелать быть хорошими мамами, иметь хороших мам, дочек и сыновей. Думаю, что любящие братья, отцы и мужья тоже никому не помешают. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии