search
main
0

Почем дефицит?

Кадров для IT мало, но баловать их высокими зарплатами не следует

В конце прошлого года в «Точке кипения» «Коммуна» при МИСиС прошла конференция на тему «Перезагрузка трендов в сфере IT-образования». Мероприятие было организовано компанией «Руссофт» совместно с «Университетом 2035» при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», а также Университета Иннополис. Обсуждали проблему дефицита кадров, особенно обострившуюся в период пандемии коронавируса на фоне ускорившегося процесса цифровой трансформации. На повестке дня стоял вопрос подготовки преподавателей по информатике и математике в школах, студентов – в вузах и колледжах, а также переподготовки и повышения квалификации IT-специалистов.

Как отметил в своем выступлении президент компании «Руссофт» Валерий Макаров, проблема дефицита кадров для IT-отрасли носит всемирный характер, и если мы не сумеем ее решить хотя бы в пределах нашей собственной страны, квалифицированные специалисты будут продолжать уезжать за рубеж, где им платят больше и создают лучшие условия, при этом у нас их все равно будет не хватать.

В то же время, как отметили присутствовавшие, не стоит чрезмерно баловать людей очень высокими зарплатами в IT-отрасли. Сегодня, когда перспективные выпускники оканчивают вузы, их тут же «покупают» солидные бизнес-структуры и корпорации, соблазняя заоблачными (по сравнению с другими сферами) деньгами. При этом в сферу образования эти люди так и не попадают, как результат – нет хороших кадров, чтобы готовить хорошие кадры. Очевидно, тут надо искать некий компромисс.

– Именно поэтому решение проблемы находится на стыке трех сущностей: бизнеса, образования и власти, – подчеркнул исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев. – Надо попытаться ответить на вопрос: как соединить ответы всех на вопрос дефицита кадров?

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александр Хинштейн заявил, что увеличение зарплат тем, в ком ощущается острый дефицит, – это, конечно, хорошо, но если подобная состязательность все равно не решает проблемы такого дефицита, надо думать, что делать. Ибо сейчас, по разным оценкам, IT-отрасли не хватает от полумиллиона до миллиона человек.

– Государство ведет большую работу в этом направлении: количество бюджетных мест на обучение возрастает (в этом году оно было увеличено с 50 до 80 тыс.), есть проекты правил предоставления субсидий на IT-курсы для школьников, в декабре был принят федеральный проект «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли», – напомнил депутат. – Однако, декларируя цели подготовки профессиональных кадров, государство должным образом эту подготовку не контролирует: целый ряд вузов, получающих бюджетные места под IT-специальности, в действительности не готовят конкурентоспособные кадры.

На это заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко ответил, что конкретно его ведомство принимает все меры для покрытия дефицита рабочей силы в отрасли. В частности, запущен проект «Цифровые профессии», позволяющий работникам из других отраслей сменить поле деятельности, есть проект по обучению языкам программирования школьников, проект по переподготовке преподавателей вузов.

– Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» тоже недавно был передан в ведение Минцифры, – напомнил замминистра. – Программы еще будут расширяться, причем мы работаем не только в IT-сфере, но и идем в межотраслевые проекты.

Выступление основателя компании 1С, руководителя Комитета АПКИТ по образованию Бориса Нуралиева было гораздо более прагматичным по сути. Он предложил радикальным образом перекроить учебные программы в вузах, чтобы с самого начала вводить студентов в курс дела, а не отбивать у них интерес к учебе предметами, имеющими отдаленное отношение к их будущей профессии.

– Очень важно на первом и втором курсах бакалавриата обучать студентов именно тому, что им нужно по специальности, а вот всякие там ОБЖ, философию, иностранный язык и прочие предметы как раз можно преподавать на последних курсах, – высказался Нуралиев. – Иначе мы так и будем продолжать отбивать у ребят интерес к учебе и подрывать доверие к собственному образованию. А еще, думаю, было бы очень правильно создавать цифровые кафедры по аналогии с военными, которые существовали во времена СССР, они помогли бы взращивать большее количество IT-кадров, так как, несмотря на увеличение бюджетных мест в учреждениях образования, их все равно не хватает, чтобы покрыть дефицит. Цифровые кафедры – хороший способ получения дополнительной квалификации людьми, чье основное образование не относится к IT-специальностям. Как раз из таких и получаются бесценные специалисты: они одновременно и понимают предметную область, и умеют программировать.

Проблему дефицита кадров успешно решает и Агентство развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»).

– Мы выделяем 4 компонента успешной массовой подготовки будущих специалистов для работы в цифровой сфере: самый хороший студент, самый хороший преподаватель, профессиональный управленец и качественная материально-техническая база, – сообщил генеральный директор агентства Роберт Уразов. – Нужно заниматься по отдельности каждым из них. К примеру, для повышения квалификации преподавателей наше движение вовлекает этих людей в профессиональное сообщество с целью развития компетенций в сфере работы конкретной компании, также мы проводим программу переподготовки мастеров производственного обучения. Для студентов нам кажется полезным проводить демонстрационные экзамены, суть которых состоит в том, что будущий специалист при подготовке и последующей защите экзамена использует те навыки, которые предположительно будет использовать в своей будущей работе.

По мнению члена правления АРПП «Отечественный Софт», председателя совета директоров «Базальт СПО» Алексея Смирнова, следует обратить внимание на использование отечественных продуктов в обучении.

– Переход школ на отечественное ПО – отличная мера, способствующая подготовке специалистов, которые будут эксплуатировать и дальше разрабатывать отечественные программы, – отметил Смирнов. – Однако с этим связаны большие риски. Во-первых, сейчас Минпросвещения создает единую онлайн-платформу для всех школ в России, и возникает вопрос ее работоспособности, а также опасения, не станет ли она барьером для работы бизнеса со школами. Во-вторых, на демонстрационном экзамене, используемом в качестве процедуры ГИА в среднем профессиональном образовании, распространена практика применения продуктов, известных во всем мире, и встает вопрос, как обеспечить сдачу экзаменов на базе отечественного ПО.

Что касается проблем школьного образования в области математики и информатики, то, как отметил заместитель директора по ИКТ школы №416 Петродворцового района Санкт-Петербурга Денис Давыдов, самые важные проблемы – это кадры, профессиональная ориентация школьников и техническая оснащенность школ.

– Кадров порой либо не хватает, либо они учат устаревшей информации, – сообщил замдиректора. – А еще, как ни странно, качество образования страдает от идеологии всеобуча. Посмотрите, что получается: когда школьник уходит после 9‑го класса в колледж, там имеют полное право его не принять, если он демонстрирует низкий уровень знаний. И он возвращается в школу, которая лишена права отказать. Если бы в 10-11‑е классы шли только мотивированные и настроенные на серьезную учебу дети, на выходе мы бы имели куда лучшие результаты, в том числе и на ЕГЭ по информатике.

Алексей Семенов, академик РАО и РАН, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Института кибернетики и образовательной информатики имени А.И.Берга Института управления РАН, уверен: если будущему педагогу в вузе дадут прочные знания в области IT и психологии, он сумеет найти себе хорошую работу всегда и везде.

– Надо понимать, что в XXI веке не существует отдельного предмета «Информатика», сегодня информационные технологии пронизывают абсолютно все школьные дисциплины, – напомнил академик. – Следовательно, надо стараться каждого учителя готовить в области IT и настраивать его на то, что цифровизация в самом деле способна повысить качество образования, нужно только уметь владеть всеми необходимыми инструментами. И, конечно же, тут невозможно обойтись простой передачей знаний, надо обязательно показывать детям, что и как делать, а еще лучше учить их самих добывать информацию, анализировать и оценивать ее.

Андрей НЕСТЕРОВ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте