search
main
0

Побег в детство. Хороший фильм для ребенка. Каким он должен быть?

Вот еще на год повзрослел Московский международный кинофестиваль для детей и юношества – теперь он уже двадцать второй. У него, как у совсем взрослого, традиционно установившиеся программы: «Конкурс», «Панорама», «Наши дети», «Новые встречи», «Специальный сеанс», позволяющие продемонстрировать широкий спектр детского кинематографа наших дней. Круг участников разнообразен и представителен: Россия, Испания, Швеция, Израиль, Беларусь, Норвегия, Дания, Китай, Грузия, Великобритания, Финляндия, Япония, Франция, Словения, США, Аргентина. А некоторые ленты сняты в содружестве ряда стран.

Как бы стабилен ни был фестивальный порядок, каждый год непременно отметится чем-то только ему присущим. На этот раз такой буквально врезающейся в душу приметой стал показ документального фильма «Граждане Беслана» (сценарий Вадима Цаликова, режиссеры Вадим Цаликов и Темина Тулаева). Авторы посвятили свой труд людям этого многострадального города. Не обойдя показа документальных фрагментов небывало жестокой трагедии, режиссеры сосредоточили главное внимание на тех, кто все пережил, будучи в эпицентре случившегося, и нашел в себе мужество восстановить в памяти ход событий, поведать об этом. Их рассказ – свидетельство стойкости, благородства, готовности к самоотвержению и подвигам, к которым оказались готовы и взрослые, и дети. В сопоставлении невероятных проявлений зла и высочайшей человечности – гуманистический пафос картины. А для нынешних подростков увиденное – незабываемый пример величайшей душевной силы. Фильм был отмечен и награжден призом педагогического жюри.

Но вернемся к началу фестиваля. Открытие его ознаменовалось показом конкурсной анимационной картины «Гора самоцветов». Это начало цикла, который предполагается осуществить в 52 сериях, состоящих из сказок разных народов нашей Родины. Суть замысла точно отражена в названии. Действительно, какое богатство мудрости народной, национального разнообразия, веками накопленного жизненного опыта таит в себе сказка! И как отрадно убедиться, что отечественная анимация идет своим, ей присущим путем. Яркая, выразительная картинка, смысловая определенность, точность в реализации замысла – все понятно и занимательно. Картина отмечена призом президента фестиваля Армена Николаевича Медведева, а также призом детского жюри.

Такое направление в развитии нашей анимации тем более отрадно, когда сопоставляешь его с широко бытующим превращением мультфильмов в набор головокружительно-динамических аттракционов, где звук, свет, музыка – все технические новации направлены на сокрушительный штурм ребенка, не оставляющий ему возможности осмыслить происходящее. Яркий пример тому – «Возвращение в Гайю» (Великобритания – Германия – США) и совсем бессмысленная картина «Жуткие приключения Зипи и Запе» (Испания), примечательная лишь крайней антиэстетичностью художественного решения.

Знакомясь с тематикой фестиваля, непременно обратишь внимание на то, как часто развитие действия происходит с участием самых разнообразных «фантазийных сил» и в невероятных обстоятельствах. То говорящая черепаха подталкивает мальчика Макса на злые поступки («Мак и Джозеф: неприятности вдвойне», Швеция), то маленький трактор Ферджи бдительно охраняет героев фильма («Маленький серый Ферджи», Норвегия), то злой волшебник Торсен вторгается со своим волшебным талисманом в жизнь детей («Медальон Торсена», Дания). Слов нет, дети любят подобные сказочные вторжения в повседневность, а для создателей фильма – тут безбрежная возможность увлекательного развертывания интриги. Естественно, повсюду бушует борьба добра со злом и торжествуют победу полюбившиеся герои. Многие из этих фильмов окрашены заразительным юмором, что с радостью воспринимается юными зрителями. Наиболее оригинальна в этом ряду финская лента «Человек-пеликан» и по сюжету, и по актерскому исполнению. Она награждена специальным призом профессионального жюри.

Вместе с тем нельзя не отметить, что ощущается определенная схематическая заданность подобных построений, в результате чего они, как близкие родственники, сильно смахивают друг на друга. А причина тому – доминанта развлекательности над всеми другими возможными функциями детского кино.

И верно, куда как проще одержать победу с помощью волшебника, нежели по-настоящему внедриться в сегодняшний мир детства, разглядеть действительно сущностные вопросы его бытия и, главное, найти их нестандартное решение. А ведь именно этим дороги нам фильмы Ролана Быкова, Валерия Приемыхова, Динары Асановой, именно они способны оказать неизгладимое влияние на формирование личности ребенка.

Мысль эту поддержало детское жюри, отдавшее свой приз фильму «Маленькие беглецы» (режиссер Борис Берзнер, Беларусь). Не только шалости и приключения ситуации побега завоевали симпатии ребят, но и чутко уловленная ими тема одинокой старости, нуждающейся в душевном тепле и поддержке. Ведь главная цель побега – уберечь любимую бабушку от прозябания в доме престарелых. Проблема бережного внимания к старшему поколению оказалась близка и французским кинематографистам (сценарий Софии Небу, Агнесс Йобрель, режиссер София Небу), рассказавшим в своем фильме «Шея жирафа» о том, как благодаря трогательной заботе девятилетней Матильды о дедушке, живущем в доме престарелых, ей удалось помочь не только ему, но и сплотить семью. Маленькая исполнительница этой роли Луиза Пили была удостоена специального приза международного жюри.

Но не обошел нас радостью и год прошедший. Главным достижением конкурсной программы стал китайский фильм «Монгольский пинг-понг» (режиссер Нин Хао), завоевавший главный приз «Золотой лебедь» и специальный приз за сценарий международного жюри, а также приз педагогического жюри. А между тем здесь нет ни замысловатой интриги, ни иных атрибутов внешней занимательности. Почти с документальной достоверностью фильм погружает нас в бытовую повседневность жизни детей монгольского стойбища животноводов. Один из них – Билджи – находит шарик от пинг-понга. Ребятишки пытаются понять, что это такое. И однажды, уловив из телепередачи, что такой мячик – национальная гордость Китая, решаются отвезти его именно туда. Увы, их усилия тщетны! И только много позже Билджи постигнет смысл своей находки. Авторы фильма так сближают нас с миром детства, так погружают в его атмосферу, что мы, зрители, словно живем радостями и заботами детей.

Особую ауру этого фильма трудно передать словами, однако в скором времени он выходит в прокат, и каждый сможет сам увидеть и оценить его достоинства. Будем же надеяться, что XXIII кинофестиваль принесет нам не менее впечатляющие открытия.

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте