Маргарита РУСЕЦКАЯ, заместитель руководителя Департамента образования:- Департамент образования разработал план работы с одаренными детьми. Участие в проведении московских олимпиад – одно из ключевых и центральных пунктов этого плана. Если говорить о задачах, которые ставит перед собой Департамент образования, то нужно отметить, что прежде всего для нас повышение доступности олимпиад для московских школьников, для московских школ, повышение количества детей, которые в таких олимпиадах участвуют и, конечно же, побеждают. В прошлом учебном году мы добились того, что все московские школы приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде на том или ином этапе – школьном, окружном, региональном, федеральном, и мы считаем, что это значительное достижение, великолепный результат, а кроме того, что все столичные школы охвачены этим движением, участие и победы в олимпиадах открывают перед нашими учащимися большие жизненные перспективы.
Иван ЯЩЕНКО, директор Московского центра непрерывного математического образования:- Система образования Москвы в области работы с одаренными детьми имеет очень хорошие показатели. У нас довольно много победителей и призеров предметных олимпиад, это количество год от года растет. Наибольшую гордость у нас вызывает кроме разных высоких результатов то, что резко выросло количество школ, ребята из которых побеждают на олимпиадах. Традиционно мы всегда гордились и продолжаем гордиться успехами наших ведущих столичных школ – 57-й, лицея «Вторая школа», гимназии «На Юго-Западе», эти школы всегда были на слуху, они обеспечивали и в советское время, и в 90-е годы определенную планку, благодаря этому какое-то количество победителей самого высокого уровня у нас было всегда. Но это был скорее успех отдельных школ, в которых собрались энтузиасты, знаменитые педагоги, которые пестовали тех детей, которые потом побеждали, родители и ребята, которые хотели получать образование повышенного уровня, одаренные дети стремились попасть в такие школы. Это был практически единственный путь – проявить себя, раскрыть свою одаренность, а главной целью была победа на олимпиадах. В прошедшем учебном году 124 школы дали хотя бы одного победителя или призера заключительного этапа Всероссийской предметной олимпиады, на региональном уровне эта цифра много выше. То есть это показывает, что действительно во все большем и большем числе московских школ можно создать условия для раскрытия одаренности в любой области, потому что мы прекрасно понимаем: одаренный ребенок требует особого подхода, в раскрытии его одаренности учителю очень важно иметь хорошее базовое образование, уметь создавать хороший психологический климат, а школе – иметь хороших учителей-тренеров. Таким детям важно, чтобы их своевременно погрузили в среду, где все такие же, где вокруг тебя все занимаются, скажем, математикой или думают только о физике. А кому-то, наоборот, высококонкурентная среда противопоказана с точки зрения склада характера. Наша задача сейчас не только поддержать и развить опыт ведущих школ, транслировать его в городе, привлечь ведущие вузы к тому, чтобы ребенок, не переходя из своей школы, если ему там хорошо, если у него там есть друзья, если ему там комфортно, мог раскрыть свою одаренность в той или иной области. Вот это сейчас главный акцент нашей работы в последние годы. Во многом это уже видно, и делается это через систему массовых соревнований – мы основной упор делаем именно на такие соревнования (школьная, городская, всероссийская олимпиады). В октябре по всем предметам олимпиады пройдут в каждой московской школе. Родители должны знать, что каждый ребенок в каждой олимпиаде имеет право принять участие и шанс победить. Даже если, скажем, у ребенка по географии тройка, он может участвовать в олимпиаде, и никто ему не имеет права запретить это, а участие в олимпиаде будет для него каким-то стимулом в изучении предмета. Мы не оцениваем работу школы по тому, сколько детей приняло участие в олимпиадах, не наказываем школу за неудачу ребенка. Во всех наших отчетах, публикациях мы оцениваем только успехи. Рейтинг школ, который мы составляем, тоже основан на успехах образовательных учреждений. Школа не должна бояться, что ребенок пришел на олимпиаду и ничего не сделал, для него это шанс проявить себя и помочь школе заработать балл. Открывает олимпиады у нас традиционно Турнир Ломоносова, который проводит Департамент образования с университетами, со всеми ведущими вузами столицы. Это помогает по всей Москве открыть площадки для проведения многопредметной олимпиады, которую мы устраиваем с 1978 года по 10 предметам. На одной площадке ребенок может выбрать, по какому предмету он хочет испытать свои силы. Например, пришел на математику, а ему понравилась химия. То есть эта олимпиада дает ребятам возможность попробовать себя сразу по разным предметам с тем, чтобы потом дальше определить, чем ему заниматься, в какие профильные кружки ходить, какие семинары посещать. У нас это работает, кроме сети стандартных кружков большинство наших ведущих школ открыли вечерние кружки, мы проводим систему выездных сборов, профильных семинаров, летних школ, в которых принимают участие те ребята, которые проявили свой интерес. Абсолютно все задания, все методические материалы есть на нашем сайте, и любой родитель, ребенок, учитель может посмотреть задачи прошлых лет и их решения, получить интернет-информацию.Все говорят про олимпиады – просто это зримая цель, но для нас основной результат работы (это не сразу увидишь, это проявляется через несколько лет) то, что наши ребята становятся лучшими студентами. Зачастую наши ребята не просто студенты, даже одиннадцатиклассники пишут не просто работы, а настоящие научные исследования (их статьи публикуют научные журналы), говорят о проблемах, которые сейчас стоят перед наукой. На самом деле олимпиады – это средство поиска, на всех наших мероприятиях, во всех наших выездах мы активно приглашаем ученых, и не просто для того, чтобы они показали, как решить ту или иную задачу, а для того чтобы ребята почувствовали научную среду, что это такое, увидели успешных людей. К сожалению, в обществе сформирован образ человека, который занимается наукой, – он не от мира сего. Перельмана пресса показывала активно, когда он отказался от миллиона долларов, а человека, который получил аналогичную Фильдсовскую премию годом позже, Стаса Смирнова, блестящего математика, хорошего отца двоих детей, показывали меньше, он был прессе неинтересен. А ребятам на самом деле очень важно видеть успешных, увлеченных людей, и, самое главное, сегодня страна предоставляет возможности не только по зарплате, но и по оборудованию, сегодня столько всего строится для науки и в науке, что мы можем быть уверены: не зря агитируем ребят углубленно заниматься предметами. Мы можем им гарантировать хорошую работу по специальности в Москве. Это ребята видят на наших семинарах.
Комментарии